Предмет, основные понятия и структура культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Содержание

1. Предмет, основные понятия и структура культурологии
2. Структура культуры
3. Функции культуры
4. Феномен культуры и его понимание
5. Культурная идентификация
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Тема: Предмет, основные понятия  и структура культурологии

Содержание

1. Предмет, основные  понятия и структура  культурологии

2. Структура культуры

3. Функции культуры

4. Феномен культуры  и его понимание

5. Культурная идентификация

Список  литературы

1. Предмет, основные  понятия и структура  культурологии

Культурология - система знаний о сущности, закономерностях  существования и  развития, значении и способах постижения культуры. Культурология  исследует генезис, функционирование и  развитие культуры в  целом.

Слово «Kulturologie» впервые  использовал немецкий ученый В. Освальд  в 1913 году, термин «kulturologu»  первым употребил  антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте  ее проявлений и в  ее сущности. Культурология обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время  существует несколько  подходов к определению  сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию  как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию  как один из разделов дисциплин, изучающих  культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с  такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий - рассматривает культурологию  как самостоятельную  научную дисциплину.

Наиболее  приемлемым является взгляд на культурологию  как на систему  знаний, как на относительно самостоятельную  отрасль общественно-гуманитарного знания.

Культурология теснейшим образом  связана с целым  рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и  опыте. Это объясняется  не только тем, что  она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают  творцы и носители культуры - люди, а  также различные  культурные явления, протекающие в  обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря  о структуре современной  культурологии, можно  выделить смысловые  и структурные  ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория  культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и  становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы  прочтения содержания культуры и понимания  культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология  культуры представляет собой направление  теоретических и  эмпирических исследований всех звеньев культурного  процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения  и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории  «культура».

Первое, на чем фиксируется  внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно  имеет латинское  происхождение. Древние  римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в  классической латыни слово «cultura» употреблялось  в значении земледельческого труда - agri cultura. Agri cultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в  Германии. Уже в  конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии  насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический,  при котором культура  понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход  к культуре можно  назвать философско-исторический. Еще одно его  название - деятельностный. «Действие» здесь  понимается как  предусмотрительное, планирующее изменение  действительности, истории.  Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход  в трактовке культуры: социологический.  Здесь культура  понимается как  фактор организации  жизни общества. Общество  создает культурные  ценности, а они  в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма  распространен еще  один подход к  изучению культуры  аксиологический  (ценностный), определяющий  культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом  подходе под культурой  понимается совокупность признаваемых человечеством  ценностей, которую  оно целенаправленно  создает, сохраняет  и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

2. Структура культуры

Культура  как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания - главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно  двум основным видам  производства - материального  и духовного - культуру принято подразделять на материальную и  духовную.

Материальная  культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная  культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную  культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную  историю ума и  чувств человечества.

Жесткой разграничительной  линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура  характеризуется  только тем, что она  является продуктом  и результатом  человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому  обществу термин «культура» подчеркивает его  собственно человеческое, а не биологическое  существование. В  течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это - отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Информация о работе Предмет, основные понятия и структура культурологии