Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа
На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.
На земле одновременно
соседствует множество
Актуальность культурологии обусловлена
прежде всего возрастающей ролью гуманитарного
познания. Если еще не так давно пальма
первенства принадлежала точным наукам,
то теперь на первый план выходят науки
о человеке.
Что изучает культурология? Это новая
формирующаяся наука, которая изучает
культуру в целом. Раньше она изучалась
по частям в разных науках, в таких как
археология, этнография, психология, история,
философия, социология. Но такой подход
не дает возможности решения многих проблем
поставленных перед человеком в ХХ веке.
Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии
как о науке о наиболее общих закономерностях
в развитии культуры. Сам термин употребляется
еще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание»
ему придал американский культуролог
Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил
попытку систематического обоснования
общей теории культуры.
Таким образом, можно сказать, что культурология
это система знаний о культуре. Культурология
– наука о наиболее общих закономерностях
(законах) развития культуры как системы
со сложной внутренней структурой, находящейся
в постоянном развитии и взаимосвязи с
другими системами и обществом в целом.
Проще говоря, культурология
– это основанная на философском понимании
сущности культуры учебная дисциплина,
формирующая основы представления о том,
что такое культура, в чем своеобразие
культурно-исторического развития общества
и человека.
Предметом культурологии являются
объективные закономерности общечеловеческого
и национального культурных процессов,
памятники и явления материальной и духовной
культуры.
Законы развития культуры (закон
есть необходимое, существенное, повторяющееся
отношение между явлениями или связь):
Еще в античности
была выделена исходная для представления
о мире культуры оппозиция. «Культура»
противопоставлялась «натуре», другими
словами, мир созданного человеком и внутренний
мир самого человека противопоставлялись
миру природы, миру процессов и явлений
объективной реальности. Сегодняшние
представления о культуре опираются на
длительную традицию философских, теоретических,
исторических исследований. Культурологическое
знание было отнесено к «наукам о духе»
к области гуманитарного знания.
Принципы изучения культуры: культурно-исторический
подход плюс принцип целостности. Культурология
разделяется поэтому на два больших блока:
теорию культуры и историю культуры. В
целом это дает возможность создания образа
каждой эпохи, картины мира, проникновение
в мир сознания и самосознания человека
того времени.
Культурология как гуманитарная наука
опирается на метод индивидуализации,
она изучает не только общее, но и индивидуальное,
неповторимое, особенное. Если науки о
природе (естественные) пытаются выделить
в качестве своего объекта мир как
таковой, природу в ее собственных закономерностях,
то культурология изучает мир человека,
она включает познающего и осваивающего
мир субъекта в предмет своего изучения.
Если критерием истины для естественных
наук становятся точность, однозначная
определенность и подтвержденность практикой,
то для культурологии критерий истины
– глубина, умение проникнуть в суть сложных
и противоречивых явлений.
Результатом познания для естественных
наук становятся знания, факты, а культурология
дает вариативную, гибкую интерпретацию
событий и явлений, ориентируясь на поиск
смысла, на понимание.
Методы изучения культуры:
Кроме того, могут
быть использованы также семиотический,
психологический, биографический, метод
моделирования.
Культурология опирается на философию,
философское представление о сущности
культуры. Теория культуры – важнейшая
составная часть философского знания.
Концепция культуры основывается также
на данных психологии, социологии, истории.
Теоретическое знание, понятия и проблемы,
рассматриваемые в рамках теории культуры,
становятся ключом к историко-культурному
анализу. Они помогают увидеть в многообразии
подробностей, связанных с историческим
развитием отдельных областей культуры
(науки, экономики, политики, права, религии,
морали, педагогики, искусства), типологические
особенности, смысловые доминанты, закономерности,
свойственные важнейшим этапам историко-культурного
процесса. Культурология, таким образом,
тесно связана с основными гуманитарными
науками.
Культурология в
системе гуманитарных
наук
Культурология использует понятийный аппарат и систему терминов. Ключевым понятием в культурологии является понятие «культура», на его основе образуется множество других, например, «ценности культуры», «структура культуры», «функции культуры» и т.п.
3.2. СВЯЗЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Рассмотрим подробнее те науки, на базе которых формируется культурология и с которыми она тесно связана. Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас, как уже было отмечено, культурология обретает самостоятельный статус, но по - прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных ее теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии.
В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество.
Философия - это наука
о наиболее общих принципах и
закономерностях бытия и
В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое. Социология (и в этом ее специфика) изучает общество как целое в двух направлениях:
1. Выясняет связи
координации и субординации
2. Анализирует место и роль отдельных
компонентов системы в жизнедеятельности
общества, их структурно-функциональный
статус в социальной системе.
В соответствии со спецификой социологического подхода социология культуры
- исследует место
отдельных элементов и сфер культуры,
а также культуры в целом в социальной
системе;
- изучает культуру как социальное явление,
порожденное потребностями общества;
- рассматривает культуру как систему
норм, ценностей, способов жизнедеятельности
индивидов и различных общностей, а также
социальных институтов, вырабатывающих
и распространяющих эти ценности.
Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. Различие между ее уровнями заключается в степени исторической общности анализируемых явлений. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:
1. Общесоциологическая
теория культуры, изучающая место
и роль культуры в
2. Частносоциологические теории культуры
(социология религии, социология образования,
социология искусства и др.). Они исследуют
место и роль отдельных сфер и видов культуры
в жизни общества, их социальные функции.
Например, социология искусства изучает
отношения искусства и зрителя, влияние
социальных условий на процесс создания
и функционирования произведений искусства,
проблемы восприятия и художественного
вкуса. Кроме того, проблемы культуры рассматриваются
в виде определенных аспектов и в индустриальной
социологии, социологии города, социологии
села, социологии молодежи, социологии
семьи и других частносоциологических
теориях.
3. Конкретные социологические исследования
культуры. Они занимаются сбором и анализом
конкретных фактов культурной жизни.
В отличие от философии культуры социологию культуры отличает практическая направленность. Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.
Тесные связи существуют между культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно - временные модификации мирового культурно - исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. Стадиально - региональный тип культуры, историческая эпоха, культурное пространство, культурное время, культурная картина мира - ключевые понятия историко - культурного исследования. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой.
Плодотворный подход к анализу истории культуры был предложен французскими историками, объединившимися вокруг журнала "Анналы экономической и социальной истории". Он был основан в 1929 году М. Блоком (1876 - 1944). Исследования школы "Анналов" позволили взглянуть на проблему истории как на взаимоотношение разных культур. Должен быть диалог культур, когда одна культура задает вопросы и получает ответы от другой культуры через историка, стремящегося к предельной объективности, с вниманием относящегося и к текстам, и к словарю культуры, и к орудиям труда, и к картам, снятым с древних полей, и к фольклору. Все это было проделано в работах М. Блока. В классическом труде "Феодальное общество" он привлекает для исследования феодализма не только правовые, хозяйственные документы, но и литературные произведения, эпос, героические предания.
Таким образом, школа "Анналов" разрабатывала многофакторный подход к анализу исторических явлений. Представители этого направления считали, что социальные факты должны быть исследованы комплексным образом. Главную роль здесь играет соединение социального и культурного анализа. Идеи этой школы подхватили историки многих стран, и сегодня это направление считается наиболее продуктивным. Данные методологические принципы используют в своих исследованиях и российские ученые. Это работы по средневековой культуре Запада А.Я. Гуревича, по европейскому Возрождению Л.М. Баткина, античной и византийской культуре С.С. Аверинцева, исторической культурологии М.М. Бахтина.