Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:27, реферат
На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.
Предмет и задачи культурологии
На 
земле одновременно соседствует 
множество разнородных культур. 
Как они возникли? Какова их судьба? 
Способны или они воспринимать друг 
друга? В прошлом веке культурологи 
считали, что можно говорить только 
об одной культуре, которая олицетворяет 
стадии единого духовного процесса. 
Однако в том же столетии возникла 
иная мысль. Что культуры на самом 
деле различны, предельно самобытны 
и не имеют друг с другом ничего 
общего. Тогда-то и возникает культурология. 
 
Актуальность культурологии обусловлена 
прежде всего возрастающей ролью гуманитарного 
познания. Если еще не так давно пальма 
первенства принадлежала точным наукам, 
то теперь на первый план выходят науки 
о человеке. 
 
Что изучает культурология? Это новая 
формирующаяся наука, которая изучает культуру 
в целом. Раньше она изучалась по частям 
в разных науках, в таких как археология, 
этнография, психология, история, философия, 
социология. Но такой подход не дает возможности 
решения многих проблем поставленных 
перед человеком в ХХ веке. Сама жизнь 
людей поставила вопрос о культурологии 
как о науке о наиболее общих закономерностях 
в развитии культуры. Сам термин употребляется 
еще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание» 
ему придал американский культуролог 
Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил 
попытку систематического обоснования 
общей теории культуры. 
 
Таким образом, можно сказать, что культурология 
это система знаний о культуре. Культурология 
– наука о наиболее 
общих закономерностях 
(законах) развития культуры 
как системы со сложной 
внутренней структурой, 
находящейся в постоянном 
развитии и взаимосвязи 
с другими системами 
и обществом в целом. Проще говоря, культурология – 
это основанная на философском понимании 
сущности культуры учебная дисциплина, 
формирующая основы представления о том, 
что такое культура, в чем своеобразие 
культурно-исторического развития общества 
и человека. 
 
Предметом культурологии являются 
объективные закономерности общечеловеческого 
и национального культурных процессов, 
памятники и явления материальной и духовной 
культуры. 
 
Законы развития 
культуры (закон есть необходимое, 
существенное, повторяющееся отношение между 
явлениями или связь):
Еще 
в античности была выделена исходная 
для представления о мире культуры 
оппозиция. «Культура» противопоставлялась 
«натуре», другими словами, мир созданного 
человеком и внутренний мир самого человека 
противопоставлялись миру природы, миру 
процессов и явлений объективной реальности. 
Сегодняшние представления о культуре 
опираются на длительную традицию философских, 
теоретических, исторических исследований. 
Культурологическое знание было отнесено 
к «наукам о духе» к области гуманитарного 
знания. 
 
Принципы изучения 
культуры: культурно-
 
Культурология как гуманитарная наука 
опирается на метод индивидуализации, 
она изучает не только общее, но и индивидуальное, 
неповторимое, особенное. Если науки о 
природе (естественные) пытаются выделить 
в качестве своего объекта мир как таковой, 
природу в ее собственных закономерностях, 
то культурология изучает мир человека, 
она включает познающего и осваивающего 
мир субъекта в предмет своего изучения. 
Если критерием истины для естественных 
наук становятся точность, однозначная 
определенность и подтвержденность практикой, 
то для культурологии критерий истины 
– глубина, умение проникнуть в суть сложных 
и противоречивых явлений. 
 
Результатом познания для естественных 
наук становятся знания, факты, а культурология 
дает вариативную, гибкую интерпретацию 
событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, 
на понимание. 
 
Методы изучения 
культуры:
Кроме 
того, могут быть использованы также 
семиотический, психологический, биографический, 
метод моделирования. 
 
Культурология опирается на философию, 
философское представление о сущности 
культуры. Теория культуры– важнейшая 
составная часть философского знания. 
Концепция культуры основывается также 
на данных психологии, социологии, истории. 
Теоретическое знание, понятия и проблемы, 
рассматриваемые в рамках теории культуры, 
становятся ключом к историко-культурному анализу
Культурология использует понятийный аппарат и систему терминов. Ключевым понятием в культурологии является понятие «культура», на его основе образуется множество других, например, «ценности культуры», «структура культуры», «функции культуры» и т.п.
Таким образом, подводя вышесказанное можно сказать, что под
культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития
культуры.
      
В зависимости от вида 
культуре или индивидуальное, личностное преломление социокультурных
феноменов) выбирается и аспект культурологии – либо социальный – либо
гуманитарный.
Культурологии изучает не только культуру в целом, но и различные,
часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействия (вплоть
до взаимопроникновения) в антропологией, этнографией, психиатрией и другими
многими 
науками , в то же время решая свои собственные 
задачи. 
Среди основных задач культурологии выделяют следующие:
1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;
2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
3) определение места и роли человека в культурных процессах;
4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;
7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);
  8) исследование 
проблем социокультурной динамики.