Предмет и методы культурологи, функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:03, доклад

Описание работы

Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.
Функции культуры.
1) Накопление родового опыта.
2) Функция познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Тема 1.Предмет и методы культурологи, функции культуры.

 

1.Теории происхождения культуры

 

  • Орудийно-трудовая (Ф.Энгельс, К. Маркс) 

      Труд – единственный  первоисточник материальной и  духовной культуры общества.

  • Натуралистическая (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц) 

      Культура как естественное  выражение эволюции человеческого  рода.

  • Магическая (Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский )

      Специфика первобытного  мышления – в доминировании  магических представлений, компенсирующих  недостаточность знаний о  мире

  • Игровая (Й.Хёйзинга, Г.Гадамер) 

      Культура возникает  как реализация человека играющего.

  • Символическая (Э.Кассирер, К.Г.Юнг)

      Символ – исходная  форма культурного выражения  мира.

  • Трансцендентальная (П.А.Флоренский, В.С.Соловьев) 

     Источник культуры – не в самой земной жизни, а привнесен в нее свыше.

  • Космологическая (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр де Шарден.)

      Причина возникновения  культуры – в действии особых  космических    факторов.

 

2.Философское определение  культуры, её функции.

Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.

Функции культуры.

1) Накопление родового опыта. 

2) Функция познавательная. Охватывая  все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура  дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3) Функция исторического обмена, передачи социального опыта.

4) Коммуникативная функция. Средством  общения выступает прежде всего  выступает язык.

5). Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6). Гуманистическая функция. Культура  облагораживает человека, делает  его личностью, прививает культуру  общения, культуру восприятия, милосердие.

 

3.Культурология как наука.

Культурология –  это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия  человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Задачи культурологии:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;
  • выявления ментального содержания культуры;
  • исследование типологии культуры;
  • решения проблем социокультурной динамики;
  • изучение культурных кодов и коммуникаций.

 

 

4.Искусство как эстетическая категория.

Основные эстетические категории:

    • Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии.
    • Безобразное — эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию в различных областях действительности.
    • Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания.
    • Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.
    • Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя.
    • Комическое — эстетическая категория, отражающая степень несоответствия между реальностью и идеалом, сущим и должным и представляющая в эмоциональной форме противоречия общественной жизни и недостатки людей.

 

5. Социальные функции  искусства, его роль в жизни  общества.

Функции:

  • общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство как деятельность и как утешение);
  • познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);
  • художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира);
  • функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание);
  • информационная и коммуникативная функции (искусство как сообщение и общение);
  • воспитательная функция (искусство как катарсис; формирование целостной личности);
  • внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание);
  • эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций);
  • гедонистическая функция (искусство как наслаждение)

6.Специфика творческой  деятельности.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Существуют разные виды творчества:

    • производственно-техническое
    • изобретательское
    • научное
    • политическое
    • организаторское
    • философское
    • художественное
    • мифологическое
    • религиозное
    • повседневно-бытовое

 

7. Психология творчества.

Психология творчества — раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Термин «творчество» указывает  и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.

Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.

 

8.Прекрасное и безобразное в искусстве.

Прекрасное в искусстве многогранно, обладает совершенством формы, глубиной содержания, художественным мастерством. Искусство — высшая форма освоения мира по законам красоты — перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное.

БЕЗОБРАЗНОЕ — одна из основных эстетических категорий, оппозиционная прекрасному, обозначает область неутилитарных субъект-объектных отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством неудовольствия, отвращения и т. п. В отличие от главных категорий эстетики (эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического) имеет сложный опосредованный характер, т. к. дефинируется обычно только в отношении к другим категориям Как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического).

 

9.Понятие художественного  образа.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.

 

10.Виды творческой  деятельности – музыка, архитектура, литература, изобразительное искусство.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — музза) —  искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

 

Архитектурой также называют облик  зданий и сооружений, а также и  сами здания и сооружения собирательно.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных текстов.

Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

 

11. Понятие синтеза  искусства.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ  — органичное соединение разных искусств или видов  искусств в художественное целое, которое  эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

 Понятие «синтез искусств»  подразумевает создание качественно  нового художественного явления,  не сводимого к простой сумме  составляющих его компонентов.

 

12. Сущность культуры.

Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры.

 

13.Проффесиональное и самодеятельное  искусство.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО  (от лат. profiteer — объявляю своим делом) — система худож. деятельности, основанная на исторически сложившемся разделении труда и специализации в определенном виде искусства.

САМОДЕ́ЯТЕЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО (см. искусство; художественное творчество) — род деятельности людей, для которых художественное творчество не является основным занятием в жизни. В определении "самодеятельное искусство" скрыт существенный парадокс. Он заключается в том, что творчество проистекает из глубин человеческой души, оно спонтанно и непредсказуемо.


Информация о работе Предмет и методы культурологи, функции культуры