Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 08:42, контрольная работа
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Введение. 3
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории 5
философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к серединеХХ века. 5
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе 10
гуманитарного знания. Теоретическая и прикладн культурология 10
3.Основные методы культурологии. 16
Список литературы: 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Культурология
по теме: Предмет и метод культурологии
Исполнитель: студент(ка) Бабушкина О.В.
Группа: ЭПБ-11КФ
Проверил преподаватель: Толкачев Ю.А.
Красноуфимск
2012
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Роль культурологи в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. История и теория мировой культуры, преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, рисует, воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания.
История становления понятия «культура».
Слово «культура» происходит от лат. cultura - возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли - удел раба или крестьянина, а обработка ума - удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному.
Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили название «открытие человека».
В Средневековье человека понимали как соединение двух противоположных начал (божественного и природного). Но в Новое Время появляется представление о том, что в окружающем мире помимо этих двух миров существует еще один мир, созданный самим человеком. Именно он и называется «культура».
Мир условно можно разделить на 2 части: природа и культура. Что неприродное-то культурное. Что некультурное - то природное.
Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человека, созданный им самим. Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура - это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры.
В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений.
Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.
Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил Америк. ученый Уайт в 1947 году.
КУЛЬТУРОЛО́ГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).
Как самостоятельная дисциплина, культурология формируется лишь в 20 веке (в России — с нач. 90-х гг.). В устоявшейся на Западе системе наук у культурологии нет ни определенного места, ни общепризнанного статуса. Ее функции обычно делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семиотика и философия культуры. Остаются нерешенными проблемы ее размежевания с другими гуманитарными и социальными науками.
Понятие «культура» впервые начинает употребляться в античности. Однако оно еще не обладает статусом научности. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и образование самого человека.
В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Человек свободен в мыслях и действиях. Искусство Древней Греции полностью игнорировало негативное начало в человеке и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство или патологического не находило в нем место. Оно возносило человека и его культуру до недосягаемых высот, идеализируя жизнь. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии.
В позднеримский период культура уже традиционно ассоциируется с персональными особенностями человека. Возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни.
Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом единстве.
Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры:
1. понимание культуры как глобального явления, характеризующего форму человеческого бытия, выраженного в способах и результатах деятельности человека и в этом плане противоположного и противостоящего природе;
2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума;
3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века.
Место человека в ней занимает бог, мир получает божественную окраску. Это период изменения основных систем ценностей. С их переориентацией происходит и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в качестве единственно ценного, устраняется, начинает приобретать противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло знание на истине чувств глупостью.
Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Период возрождения не только принес мировоззренческую парадигму с ее вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности.
Формирующееся мировоззрение не восстанавливает и возрождает идеи античности в их оригинале, а адаптирует их к изменяющейся социальной реальности и ее потребностям. Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее.
Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется соответствующим содержанием: обзор генезиса представлений о культуре с периода Античности до Нового времени позволяет сделать следующие выводы:
-культура не выступает предметом специального изучения мыслителей, но ее проблематика присуща всему процессу теоретических размышлений.
-в скрытой форме зародились основные подходы к пониманию культуры, оформились смыслы и цели человеческой жизнедеятельности, а значит решались проблемы культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение – представления о культуре как форме бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности, возвышенные устремления человеческого духа к идеалам Истины, Добра, Любви, Красоты.
Формирование культурологии как самостоятельной науки к серединеХХ века.
Становление культурологии как самостоятельной дисциплины - процесс долгий, имеющий большую историческую традицию. О вкладе философов, мыслителей Древнего мира, эпохи средних веков. Просвещения уже вкратце упоминали. Исследованием проблем культуры активно занимались философы более позднего периода, и особенно актуальна эта проблематика сегодня.
Активное движение к культурологии как самостоятельной дисциплине началось в философии XIX - начала XX веков". Следует отметить вклад в философскую культурологию Ф. Ницше и О. Шпенглера, М. Вебера и Г. Риккерта, Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, 3. Фрейда и К.-Г. Юнга и многих других. Культурология и сегодня наука философская, а степень ее самостоятельности от философии достаточно призрачная, неоформившаяся. Русская мысль нашего времени долго оперировала понятием "философия культуры".
Американский культурантрополог Лесли Уайт (1900-1975) положил начало основам культурологии как самостоятельной области знаний, введя сам этот термин "культурология", а потом и самостоятельную учебную дисциплину. Науке же известны факты, что само введение понятия способно стимулировать исследования, что и произошло.
Суть же происшедшего - переход от осознания, вычленения, фиксации проблем, входящих в рамки предметности культурологии, к их систематизации, формирование достаточно определенной и довольно закрытой системы знаков, понятий, ее описывающей. Да, генетически, исторически культурология восходит к философии, но постепенно обретает черты научности. Тем более, что она опирается, в отличие от философии, на богатый эмпирический (фактологический) материал. Ведь формирование культурологии как отдельной сферы гуманитарного знания тесно связано с достижениями археологии, этнографии, антропологии, психологии, истории, искусствоведения, социологии и других наук. При этом, однако, трудно утверждать, что культурология вполне наука, т.е. наука в ее строгом смысле слова. Но это характерно для любой науки гуманитарного цикла: в отличие от естественнонаучного знания, знание гуманитарное более субъективно (ведь известно, что, сколько людей, а тем более ученых, столько мнений, особенно когда речь идет о таком сверхсложном предмете, как человек и общество). Кроме того, сама система культурологических понятий еще только находится в стадии становления, когда вопросов гораздо больше, чем ответов. Сегодня существует большое количество представлений о культурологии. В рамках исторического подхода обозначим три основных:
1. Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры, социология культуры, культурантропология).
2. Культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру (здесь можно перечислить весь перечень предметов гуманитарного цикла).
3. Культурология как самостоятельная научная дисциплина (со своим предметом, методами, местом в системе других наук).
В структуре культурологии как самостоятельной дисциплины вычленяют:
- теорию культуры (ее
предметом являются
- историю мировой культуры:
первобытной, древней, средних
веков, эпохи Возрождения,