Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:20, контрольная работа
В последние годы, в связи с коренными преобразованиями в экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее научный, чисто академический интерес.
С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации……….4
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в
области творческой деятельности…………………………………………………...6
3. Авторское право. Понятия и значения авторского права………………………..9
4. Гражданско-правовые способы охраны программной продукции…………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Авторскому праву присущи некоторые принципы:
Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами.
Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развития литературы и искусства. 3
Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества отражен в норме п. 3 ст. 138 Основ и ст. 493 ГК, допускающей использование произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Статья 492 ГК предусматривает возможность использования без согласия автора и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.
Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений. На практике существуют личные формы морального поощрения: присуждение почетных званий (заслуженный артист и т.д.), переиздание произведений, снискавших признание народа. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.
Законодательство об авторском праве. Отношения в сфере научного и художественного творчества регулируются различными нормативными актами, которые в совокупности составляют законодательство об авторском праве. Оно характеризуется определенным единством, проявляющимся в задачах и общей направленности всех законодательных актов; в круге регулируемых им отношений, способах защиты авторских прав.
Законодательство об авторском праве - составная часть гражданского законодательства.
Хотя в основах гражданского законодательства и в гражданском кодексе авторское право выделено в самостоятельный раздел, тем не менее на регулируемые им отношения распространяется действие других норм этих законов, причем не только общих (например, о правоспособности граждан, включающей возможность иметь авторские права), но и рада специальных (например, о наследовании при переходе по наследству некоторых правомочий автора, о договорах при заключении и исполнении авторских договоров, о возмещении убытков при защите имущественных прав авторов и др.).
Нормы авторского права содержатся в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во вех республиках.
Основные категории авторского права. Объекты авторского права:
Согласно
ст. 134 Основ гражданского законодательства,
ст. 475 ГК, авторское право
Прежде всего, произведение должно быть результатом творческой деятельности. Далее, оно должно иметь объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение.
Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства.
В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества (по В. И. Серебровскому) обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата. Для творческой деятельности характерны два момента: а) сознательный, интеллектуальный характер работы; б) новизна созданного произведения. 4
Сознательный,
интеллектуальный характер деятельности
творческого работника
Прообразом произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения, воплощение замысла, создание произведения.
Переход от одного этапа к другому составляет процесс творчества. Каждый этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления об объективной действительности, соотносить ее с эмоциональным восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по методам и стилю.
Новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное произведение, а также берет уже существующее произведение для создания на его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В. И. Серебровского, новизна как необходимый элемент творческой деятельности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции.
В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении изобретений, промобразцов и т.д., т.е. результатов научного и технического творчества.
Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической литературе новизну произведения связывают с его темой, идеей, содержанием, формой.
С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить в свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно. Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.
Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование, воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым установленным законом способом, т.е. путем издания, публичного исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и т.д.
Право
автора на воспроизведение означает
возможность размножения
Исключение из правила об использовании произведения на основе договора закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а ст. 495 ГК - использование произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст. 138 Основ) .
При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает 100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественном произведения - в размере 60% от первого издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и т.д.
При издании переработанного автором произведения авторское вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.
Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража его произведения).
Аналогичным в принципе образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного исполнения произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных произведений.
За
произведение, выполненное по заказу,
либо за право первой постановки неопубликованного
произведения автору выплачивается
единовременное вознаграждение. Кроме
того, зрелищное предприятие, публично
исполняющее произведение, выплачивает
автору вознаграждение в виде определенного
процента от суммы валового сбора, поступившего
от продажи билетов. Публичное исполнение
уже опубликованных произведений оплачивается
в виде процентов от поспектакльных сборов.
4. Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.
Предпосылкой
нормативной регламентации
Сложность решения указанных проблем обусловливается двойственной природой самого объекта охраны: по внешнему виду программа для ЭВМ - вещь (магнитные ленты, диски), по сути же нематериальное благо в виде комплекса операций, сосредоточенных в алгоритме, а затем воплощенных в программе. Следовательно, с одной стороны, программа для ЭВМ - объект гражданского, коммерческого оборота и в данной связи к ней применяется термин "продукция", с другой стороны, это - результат творческой деятельности, объект "интеллектуальной собственности".
В той
мере, в какой программная продукция
вовлекается в гражданский
Отношения по созданию программ для ЭВМ и охране авторских прав их разработчиков регламентированы на законодательном уровне в рамках гражданско-правового регулирования отношений по созданию и использованию результатов творческой деятельности.
В отечественной юридической литературе обсуждались четыре варианта возможной охраны: 1) охрана изобретательским правом; 2) охрана авторским правом; 3) охрана специальным законодательством; 4) использование других форм охраны: "ноу-хау", законодательство о товарных знаках и т.п.
Формальным препятствием на пути охраны программ для ЭВМ нормами изобретательского права являлось Разъяснение № 4 Госкомитета по делам изобретений и открытий от 13 ноября 1975 г. "О признании изобретениями объектов вычислительной техники, характеризуемых математическим обеспечением ЭВМ", которым предусматривалось, что "не принимаются к рассмотрению заявки на выдачу авторского свидетельства и патента на изобретение, если заявляемый объект представляет собой математическое решение задачи, в частности, алгоритмы, программу для ЭВМ".
Нераспространение норм изобретательского права на программы для ЭВМ обусловливается тем, что патентная охрана применительно к программной продукции имеет недостатки. Процесс патентования является длительным и дорогостоящим, в то время как жестким критериям патентоспособности может соответствовать лишь незначительная часть программ для ЭВМ. Для прохождения экспертизы в патентном ведомстве требуется тщательная подготовка заявочной документации. С момента подачи документации до выдачи патента в среднем проходит три года.
Только после удовлетворения заявки на патент начинается охрана патента. При этом срок охраны патента не соответствует "коммерческой жизни" программного обеспечения.
Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, указанные недостатки вполне устранимы, особенно если учитывать бесспорные преимущества патентной формы правовой охраны. Главным преимуществом является то, что патентная охрана распространяется на сущность, основополагающую идею программы, воплощенную в алгоритме.
В этой связи заслуживает внимания точка зрения И. Э. Мамиофы о необходимости приравнять правовую охрану новых и неочевидных алгоритмов к изобретениям, подобно тому как к ним приравнены новые сорта растений и породы животных.
Но
реализмы данного предложения
Информация о работе Правовое обеспечение творческой деятельностью В Российской Федерации