Постмодернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:52, реферат

Описание работы

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. и для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Содержание

1 История возникновения
• 2 Основные трактовки понятия
• 3 Отличие постмодернизма от модернизма
• 4 Постмодернизм в философии
• 5 Постмодернизм в искусстве
• 6 Примечания
• 7 Литература
• 8 См. также
• 9 Ссылки

Работа содержит 1 файл

культурология_контр.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО 
"Волжский государственный инженерно-педагогический университет"
 
 
 
 

Реферат

по курсу: «Культурология»

на тему: «ПОСТМОДЕРНИЗМ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г.Нижний Новгород

2010г.

Содержание

  • 1 История возникновения
  • 2 Основные трактовки понятия
  • 3 Отличие постмодернизма от модернизма
  • 4 Постмодернизм в философии
  • 5 Постмодернизм в искусстве
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История возникновения

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. и для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.[3]

Объявленным «началом»  постмодернизма считают статью Лесли  Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте  рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта.[3] Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные трактовки понятия

   В настоящее время существует ряд  взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[4]:

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности.»[5]).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).
  4. постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Отличие постмодернизма от модернизма

   Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[6], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

Сравнительная таблица по Ихабу  Хасану
модернизм постмодернизм
закрытая замкнутая  форма открытая разомкнутая антиформа
цель игра
замысел случай
иерархия анархия
мастерство/логос исчерпывание/молчание
предмет искусства/законченное произведение процесс/перфоманс/хеппенинг
дистанция участие
творчество/тотальность/синтез деконструкция/антисинтез
присутствие отсутствие
центрирование рассеивание
жанр/границы текст/интертекст
семантика риторика
парадигма синтагма
метафора метонимия
селекция комбинация
корни/глубина ризома/поверхность
интерпретация/толкование противоинтерпретация/неверное толкование
означаемое означающее
чтение письмо
повествование/большая  история антиповествование/малая  история
основной  код идиолект
симптом желание
тип мутант
фаллоцентризм полиморфность/андрогинизм
паранойя шизофрения
истоки/причины различие/следствие
Бог-Отец Святой  дух
метафизика ирония
определенность неопределенность
трансцендентное имманентное
 
 
 
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку[7]
модернизм постмодернизм
Скандальность Конформизм
Антимещанский пафос Отсутствие  пафоса
Эмоциональное отрицание предшествущего Деловое использование предшествующего
Первичность как позиция Вторичность как позиция
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» Безоценочность  в самоназвании: «Мы — всё»
Декларируемая элитарность Недекларируемая демократичность
Преобладание  идеального над материальным Коммерческий  успех
Вера  в высокое искусство Антиутопичность
Фактическая культурная преемственность Отказ от предыдущей культурной парадигмы
Отчетливость  границы искусство-неискусство Всё может  называться искусством
 

 4. Постмодернизм в философии

   В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с  искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[8] В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная.

   Т.о. постмодернизм определяется как  маргинальный китчевый философский  дискурс с характерной антирациональностью. Так, словно иллюстрируя гегелевское  понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние не упорядоченности, состояние не скованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.

   Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс  имеет право на существование  и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт. Философы XX века, подметив, что современное искусство, в том числе и модернизм, по праву претендует на одно из выдающихся мест в системе средств познания действительности человеком, доставляя этому познанию истины недоступные с помощью других средств, смело включили эти средства в свой научный арсенал и столь же смело, без оглядки, стали их использовать в своей философской и грамматологической практике. Поэтому современная философия ничего не утратила от своей научности, если под наукой понимать метод, способный вести мысль к предмету и удерживать ее в нем, вычленяя, определяя и познавая объект исследования. Трудность в понимании иноязычных философских текстов состоит в адекватности перевода. Чтобы адекватно перевести современный текст постмодернистской философии, переводчику необходимо быть самому философом-постмодернистом. Несмотря на кажующуюся контрдикторность филосфем философов-постмодернистов, все они, так или иначе, сходятся в одном — в нелицеприятной критике современного буржуазного общества: его экономики, культуры, идеологии и т. д.

Информация о работе Постмодернизм