Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:52, реферат
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. и для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
1 История возникновения
• 2 Основные трактовки понятия
• 3 Отличие постмодернизма от модернизма
• 4 Постмодернизм в философии
• 5 Постмодернизм в искусстве
• 6 Примечания
• 7 Литература
• 8 См. также
• 9 Ссылки
ГОУ ВПО
"Волжский государственный инженерно-педагогический
университет"
Реферат
по курсу: «Культурология»
на тему:
«ПОСТМОДЕРНИЗМ»
Г.Нижний Новгород
2010г.
1. История возникновения
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. и для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.[3]
Объявленным «началом»
постмодернизма считают статью Лесли
Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте
рвы», демонстративно опубликованную
в журнале Playboy. Американский теолог Харви
Кокс в своих
работах начала 70-х годов, посвященных
проблемам религии в Латинской
Америке,
широко пользуется понятием «постмодернистская
теология». Однако популярность термин
«постмодернизм» обрел благодаря Чарльзу
Дженксу.
В книге «Язык архитектуры постмодернизма»
он отмечал, что хотя само это слово и применялось
в американской литературной критике
60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских
литературных экспериментов, автор придал
ему принципиально иной смысл. Постмодернизм
означал отход от экстремизма и нигилизма
неоавангарда, частичный возврат к традициям,
акцент на коммуникативной роли архитектуры.
Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм
и антиконструктивизм в подходе к архитектуре,
Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней
создания эстетизированного артефакта.[3] Впоследствии происходит
расширение содержания этого понятия
с первоначально узкого определения новых
тенденций в американской архитектуре
и нового течения во французской философии
(Ж.
Деррида,
Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего
начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех
областях культуры, включая феминистское
и антирасистское движения.
2. Основные трактовки понятия
В
настоящее время существует ряд
взаимодополняющих концепций
3. Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[6], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
|
|
В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[8] В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная.
Т.о.
постмодернизм определяется как
маргинальный китчевый философский
дискурс с характерной
Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт. Философы XX века, подметив, что современное искусство, в том числе и модернизм, по праву претендует на одно из выдающихся мест в системе средств познания действительности человеком, доставляя этому познанию истины недоступные с помощью других средств, смело включили эти средства в свой научный арсенал и столь же смело, без оглядки, стали их использовать в своей философской и грамматологической практике. Поэтому современная философия ничего не утратила от своей научности, если под наукой понимать метод, способный вести мысль к предмету и удерживать ее в нем, вычленяя, определяя и познавая объект исследования. Трудность в понимании иноязычных философских текстов состоит в адекватности перевода. Чтобы адекватно перевести современный текст постмодернистской философии, переводчику необходимо быть самому философом-постмодернистом. Несмотря на кажующуюся контрдикторность филосфем философов-постмодернистов, все они, так или иначе, сходятся в одном — в нелицеприятной критике современного буржуазного общества: его экономики, культуры, идеологии и т. д.