Портретная живопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер.

Работа содержит 1 файл

Портретная живопись и скульптура в России в VXIIIв.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

    2.2. ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822)

    Одновременно  с Рокотовым работал Дмитрий  Григорьевич Левицкий, писавший самые  разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д.

    Левицкий  сначала учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. Настоящий успех и звание академика принёс ему парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 - 1770 гг.). Его герой воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек, осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из авторов которого был.

    Своеобразен портрет Прокопия Акинфиевича Демидова (1773 г.) - промышленника, занимавшегося  благотворительной деятельностью. Он представлен в полный рост на фоне колонн и драпировок, как было принято на парадных портретах. Однако атласный халат и ночной колпак не соответствуют этому жанру. Окружающие Демидова лейка, цветы в горшках, луковицы растений и книга по садоводству не случайные предметы: в них заключена аллегория его благотворительной деятельно ста. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он участвовал. Нашедшие там приют дети - это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов - «садовник». Такое «домашнее» изображение персонажа, не имевшего благородного происхождения, не принижало, а, напротив, превозносило его.

    В 1773 - 1776 гг. Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены в занятия искусством и наукой. Е. И. Нелидова показана живописцем в театральном костюме во время представления, Г. И. Алымова играет на арфе, а Е. Н. Молчанова изображена перед физическими приборами. Все портреты должны были составить живописный ансамбль для украшения интерьера Смольного института.

    В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы — шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.

    Левицкий  создал много камерных портретов. Особенно привлекателен образ Марии Александровны Дьяковой (1778 г.), невесты архитектора и поэта Н. А. Львова, близкого друга художника. Домашнее платье, простая причёска, а не парик, мягкая улыбка и румянец - всё это создаёт ощущение теплоты и уюта.

2.3. ВЛАДИМИР  БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825)

Владимир  Лукич Боровиковский был родом  из малороссийского городка Миргорода (Украина). Начинал он как иконописец. Боровиковский не учился в Академии художеств, но пользовался советами и покровительством своего земляка Левицкого.   Боровиковский предпочитал камерный портрет и даже портрет в полный рост порой исполнял как камерный. Так, на полотне «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г., второй вариант - начало 10-х гг. XIX в.) императрица изображена не в парадном платье, а в простом голубом капоте с тростью в руке. В модели трудно узнать императрицу - перед зрителем обыкновенная пожилая женщина, прогуливающаяся с собачкой. За портрет императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика. В творчестве Боровиковского отразились черты модного в конце XVIII столетия сентиментализма.

    На  портрете М. И. Лопухиной (1797 г.) мечтательная поза, уединение героини и окружающий её пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья, и садовые цветы - розы и лилии. Это не конкретный уголок природы, а обобщённый её образ, как и лёгкая грусть девушки - не печаль по какому-то определённому поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в природе убежище от условностей светской жизни. Замечательны цветовые сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной - и берёзовые стволы и цветы лилии; голубой с золотом шарф, опоясывающий стан героини, - и васильки среди золотистых колосьев; бледно-розовая шаль - и такого же оттенка розы на мраморной подставке, как бы случайно оказавшейся у неё под рукой.

    В портрете А. И. Безбородко с дочерьми (1803 г.) Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.

    Ещё один удачный пример семейного портрета - сестры Гагарины (1802 г.). Изображённые на условном пейзажном фоне девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовится петь.

    XVIII век угасал медленно. Многие художники, творчество которых завершало историю искусства этого столетия, жили, а некоторые из них, в частности Дж. Кваренги, Ф. Ф. Щедрин и В. Л. Боровиковский, продолжали работать в начале XIX в. Однако они уже не играли определяющей роли в развитии искусства XIX в. - их сменили новые мастера. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более  всего была распространена плоская  резьба по камню и дереву. Пётр пригласил  в Россию скульпторов, ему посчастливилось  привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли.

    Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными достоинствами  человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве  они видят средство воспитания и  потому стремятся сделать его  разумным, ясным, логичным.

    К простоте, естественности, человечности стремились и другие виды искусства. В скульптурных портретах замечательного русского мастера Федота Ивановича  Шубина нет пышности портретов Карло  Растрелли. Он видит значительность человека не в богатой одежде и не в гордой позе, а в характере человека, умеет подчеркнуть в каждом главные, существенные для него черты. Конечно, герои Шубина – знатные люди, и это ощущается не только в надменности графини Паниной или самодовольстве графа Орлова, но и в энергичном Завадовском, первый портрет - в Третьяковской галерее в Москве, два других в Русском музее в Петербурге. Все они уверены в себе, полны достоинства, и это придаёт таким разным не только по внешности, но и по характеру людям что-то общее.

    В историю искусств вторая половина 18 века вошла как время портретов, особенно живописных. В художественных или краеведческих музеях многих городов нашей страны вы можете увидеть портреты того времени – важных господ в цветных кафтанах, задумчивых или кокетливых дам с высокими причёсками, с волосами напудренными до седины. Иногда эти портреты написаны легко и живо, тающими серебристыми краскам, иногда – грубоватой рукой крепостного живописца-самоучки. Три имени знаменуют вершину русского живописного портрета 18 века: Рокотов, Левицкий и Боровиковский. Русские художники 18 века сумели воплотить в красках и мраморе облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Балакина  Г.И. История отечественной культуры: Ч.2. – М., 1995.
  2. Исторический сборник под редакцией В.В. Калаша “Три века” М.: ”ГИС” “Патриот” 1992г.
  3. Ключевский В.О. “О русской истории” М.: Просвещение 1993г.
  4. Соловьев С.М. “Чтения и рассказы по истории России” М.: Правда 1989г.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XX веков/ Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1999.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта +, 1997
 
 

 

     
 
 

 

     
 
 
 

Информация о работе Портретная живопись