Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:30, реферат
В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер.
2.2. ДМИТРИЙ ЛЕВИЦКИЙ (1735-1822)
Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий, писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д.
Левицкий сначала учился на родине, в Киеве, у А. П. Антропова, а затем в Петербурге. Настоящий успех и звание академика принёс ему парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 - 1770 гг.). Его герой воплощает идеал эпохи Просвещения: это творческая личность, человек, осознающий свой долг и своё положение. Он мягким, но величественным жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств, одним из авторов которого был.
Своеобразен портрет Прокопия Акинфиевича Демидова (1773 г.) - промышленника, занимавшегося благотворительной деятельностью. Он представлен в полный рост на фоне колонн и драпировок, как было принято на парадных портретах. Однако атласный халат и ночной колпак не соответствуют этому жанру. Окружающие Демидова лейка, цветы в горшках, луковицы растений и книга по садоводству не случайные предметы: в них заключена аллегория его благотворительной деятельно ста. В глубине картины изображено здание московского Воспитательного дома, в организации которого он участвовал. Нашедшие там приют дети - это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов - «садовник». Такое «домашнее» изображение персонажа, не имевшего благородного происхождения, не принижало, а, напротив, превозносило его.
В 1773 - 1776 гг. Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены в занятия искусством и наукой. Е. И. Нелидова показана живописцем в театральном костюме во время представления, Г. И. Алымова играет на арфе, а Е. Н. Молчанова изображена перед физическими приборами. Все портреты должны были составить живописный ансамбль для украшения интерьера Смольного института.
В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы — шелковистый тяжёлый атлас, лёгкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.
Левицкий создал много камерных портретов. Особенно привлекателен образ Марии Александровны Дьяковой (1778 г.), невесты архитектора и поэта Н. А. Львова, близкого друга художника. Домашнее платье, простая причёска, а не парик, мягкая улыбка и румянец - всё это создаёт ощущение теплоты и уюта.
2.3. ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825)
Владимир
Лукич Боровиковский был родом
из малороссийского городка
На портрете М. И. Лопухиной (1797 г.) мечтательная поза, уединение героини и окружающий её пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья, и садовые цветы - розы и лилии. Это не конкретный уголок природы, а обобщённый её образ, как и лёгкая грусть девушки - не печаль по какому-то определённому поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в природе убежище от условностей светской жизни. Замечательны цветовые сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной - и берёзовые стволы и цветы лилии; голубой с золотом шарф, опоясывающий стан героини, - и васильки среди золотистых колосьев; бледно-розовая шаль - и такого же оттенка розы на мраморной подставке, как бы случайно оказавшейся у неё под рукой.
В портрете А. И. Безбородко с дочерьми (1803 г.) Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.
Ещё один удачный пример семейного портрета - сестры Гагарины (1802 г.). Изображённые на условном пейзажном фоне девушки музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовится петь.
XVIII
век угасал медленно. Многие художники,
творчество которых завершало историю
искусства этого столетия, жили, а некоторые
из них, в частности Дж. Кваренги, Ф. Ф. Щедрин
и В. Л. Боровиковский, продолжали работать
в начале XIX в. Однако они уже не играли
определяющей роли в развитии искусства
XIX в. - их сменили новые мастера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. Пётр пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного действительно крупного мастера – итальянца Карло Бартоломео Растрелли.
Художники второй половины 18 века начинают больше интерисоваться личными достоинствами человека, его моральными качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным.
К простоте, естественности, человечности стремились и другие виды искусства. В скульптурных портретах замечательного русского мастера Федота Ивановича Шубина нет пышности портретов Карло Растрелли. Он видит значительность человека не в богатой одежде и не в гордой позе, а в характере человека, умеет подчеркнуть в каждом главные, существенные для него черты. Конечно, герои Шубина – знатные люди, и это ощущается не только в надменности графини Паниной или самодовольстве графа Орлова, но и в энергичном Завадовском, первый портрет - в Третьяковской галерее в Москве, два других в Русском музее в Петербурге. Все они уверены в себе, полны достоинства, и это придаёт таким разным не только по внешности, но и по характеру людям что-то общее.
В
историю искусств вторая половина 18
века вошла как время портретов, особенно
живописных. В художественных или краеведческих
музеях многих городов нашей страны вы
можете увидеть портреты того времени
– важных господ в цветных кафтанах, задумчивых
или кокетливых дам с высокими причёсками,
с волосами напудренными до седины. Иногда
эти портреты написаны легко и живо, тающими
серебристыми краскам, иногда – грубоватой
рукой крепостного живописца-самоучки.
Три имени знаменуют вершину русского
живописного портрета 18 века: Рокотов,
Левицкий и Боровиковский. Русские художники
18 века сумели воплотить в красках и мраморе
облик, характеры, духовный мир своих современников.
Именно в портрете создало искусство этого
времени свои лучшие произведения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ