Понятие, структура и сущность оргкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 02:40, доклад

Описание работы

Организационная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем самым значительно сокращает издержки, связанные с информацией. Успех корпорации будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.

Работа содержит 1 файл

понятие оргкультуры.docx

— 14.74 Кб (Скачать)

Понятие, структура  и сущность оргкультуры

 

Организационная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем самым значительно сокращает  издержки, связанные с информацией. Успех корпорации будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными  принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.

Термин «организационная культура» возник относительно недавно. Под организационной культурой  понимают систему общего мнения и  ценностей, разделяемых всеми членами  организации. Организационная культура — основа жизненного потенциала организации. Опыт показывает, что процветающие компании, как правило, обладают высокой  организационной культурой. Организационная  культура компании тесно связана  с общей культурой страны, региона, нации, под которой, как известно, понимают совокупность духовных, производственных и общественных достижений людей. Речь, язык, манера поведения, основные ценности, устойчивые нормы, принципы жизни и  деятельности организации — все  это отражает культуру организации  и отличает одну организацию от другой, а также существенно влияет на развитие и выживание организации  в долговременной перспективе.

Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых  членами организации.

Необходимо учитывать  двойственный характер организационной  культуры. С одной стороны, на культуру корпорации влияют цели, господствующие идеи и ценности, выдающиеся лидеры, принятые нормы, стандарты и правила; с другой — она сама формирует  систему корпоративных ценностей.

В основе организационной  культуры лежит философия предприятия, которая разрабатывается в рамках общепринятых законов и положений: Декларации прав человека, религиозных  учений, конституции, гражданского кодекса, законов о труде, коллективного  договора, устава предприятия. При разработке философии предприятия необходимо учитывать: национальный состав сотрудников, количество работающих, культурный уровень  персонала, региональную специфику, тип  производства (отрасль), уровень жизни. Именно философия предприятия является основанием при разработке миссии, целей, общих принципов и правил поведения, т.е. основанием организационной  культуры предприятия. Единая философия  объединяет людей, принадлежащих к  разным конфессиям, является цементирущим звеном во время кризисов. Пренебрежение  философией предприятия ведет к  развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, а также к  снижению имиджа предприятия, а в  дальнейшем — к кризису и разорению.

В последние годы появилось много исследований, посвященных  анализу и особенностям философии  менеджмента в разных странах. Так, появился английский, американский и  японский опыт. К сожалению, непростительно мало литературы по российскому опыту.

Итак, с одной стороны, непосредственными носителями культуры являются сами члены организации  как носители идей, целей, мотивов, традиций; с другой — организационная культура сама воздействует на сотрудников и  модифицирует их поведение под общепринятые ценности. Таким образом, организации  сами по себе, независимо от вида производимых товаров и услуг, имеют социокультурную ценность, которая в конце концов и обеспечивает им долговременное признание и имидж. Сильная организационная культура помогает компании остаться в бизнесе даже в случае утраты значения первоначальных целей или смены направления деятельности.

Организационная культура тесно связана с общей, национальной культурой: организация — это  часть общества, следовательно, она  является носителем обшей культуры. В целях преодоления межнациональных  барьеров на высокопродуктивных фирмах постоянно ведется изучение национальных культур, традиций и других особенностей разных стран. Общие фирменные мероприятия  планируются с учетом национальных праздников, традиционных ценностей. Так, в основе организационной культуры на предприятиях Японии лежат не только инициатива, самостоятельность, отличное выполнение порученной работы, подчинение порядку, ответственность за порученное дело, но и традиционные конфуцианские  ценности, задающие ориентиры поведения. Яркий пример тому одна из концепций  организационной культуры, много  лет с успехом реализуемая  в компании «Мацусита дэнки», —  концепция «самостоятельной ответственности». Эта концепция исходит из того, что главным лицом в трудовом процессе, «героем событий» должен быть не тот, кто ставит задачу, а  тот, кто ее выполняет. Лишь тогда  его действия будут определять совесть, убеждения, смелость, а в содержание работы будут вложены способности, знание и желание.

Понятие культуры за последние годы существенно переосмыслено  и стало намного шире понятия  философии предприятия. Ключевым понятием организационной культуры является «человеческая среда», так как  культура рассматривается как продукт  взаимодействий, происходящих в этой среде. Эти взаимодействия происходят между фирмой и коллективом в  целом; фирмой и отдельным индивидуумом — участником организации, обладающим спектром индивидуальных интересов  и потребностей; фирмой и ее внешней  средой, предъявляющей свои требования к жизнедеятельности фирмы.

Организационная культура — это зачастую результат взаимодействия желаний и пристрастий основателей  организации и базовых установок  сотрудников, которые выработаны предыдущим опытом. Безусловно, важнейшими источниками  формирования организационной культуры являлись основатели известных фирм: Г. Форд, Т. Ватсон («IBM»), К. Мацусита, М. Ибука и А. Морита («Сони»), В. фон  Сименс, У. Дисней, Д. Паккард и др. Это яркие личности, оказавшие  влияние на становление и развитие организационной культуры своих  компаний, ставших компаниями мирового класса.

Организационная культура лежит в основе норм организационного поведения, принятых на данном предприятии. Каждая организация разрабатывает  набор правил и предписаний, управляющих  повседневным поведением сотрудников  на своем рабочем месте. Пока новички  не освоят эти правила, они не смогут стать полноценными членами организации. Культура предприятия проявляется  в поддержании связей с поставщиками и потребителями, в качестве и  внешнем виде выпускаемой продукции, в содержании рекламы, во внешнем  виде сотрудников, в интерьере офиса  и пр. Организационная культура помогает поддерживать устойчивые связи и  отношения как внутри самой организации, так и ее отношения с внешней  средой. Несмотря на различные толкования понятия организационной культуры в них есть общие моменты. Почти  всегда присутствует «базовая идеология», которую принимают все члены  организации: ценности, которые ориентируют  индивидуума на его отношения  с окружающими; «символика», с помощью  которой основные ценности организации  передаются членам организации. Ценностные ориентиры передаются через символические  средства духовного и материального  внутриорганизационного окружения. Многие фирмы имеют специальные документы, где они описывают свои ценности и ориентиры.

Информация о работе Понятие, структура и сущность оргкультуры