Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 04:00, контрольная работа
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг.
Наибольшим же значением
для политического развития общества
обладает субкультура лидеров и
элит. Она определяет, каким образом
будут исполняться ее носителями
функции по управлению политической
системой. В этом смысле наиболее важными
элементами данной субкультуры являются
способности лидеров и
Типы политической культуры
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.
Культура участия
отличается политической активностью,
вовлечённостью и рациональностью.
Граждане стремятся активно
Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга.
Политическая культура
западных стран представляет особый
вид смешанной культуры, которую
они назвали культурой
Специфика же восточных
норм и традиций коренится в особенностях
жизнедеятельности общинных структур
аграрного азиатского общества, формировавшихся
под воздействием ценностей арабо-мусульманской,
конфуцианской и индо-
Правда в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан.
Тенденции развития российской политической культуры
Развитие рыночных отношений и политической демократии в России меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более разнообразна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида.
Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.
Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.
Во-вторых, стихийность
и неуправляемость формирования
политических ориентаций различными политиками,
которые часто предлагают взаимоисключающие
образцы политического
Без наличия общепринятых
ценностей власть оказывается не
в состоянии создавать и
Список используемой литературы
Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.
Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб.пособие. Новосибирск, 1991.
Основы политологии. - Учеб.пособие. Ростов-на-Дону, 1993
4.Вебер М. Избранные произведения. М.,1990