Понятие массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Массовая культура -- это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана.

Содержание

1. Теоретическая часть.
Основные черты массовой культуры.
2. Практическая часть

Работа содержит 1 файл

КР Культурология.doc

— 83.29 Кб (Скачать)

 

 

 

ВАРИАНТ 10

1. Теоретическая часть.

Основные черты массовой культуры.

2. Практическая часть

 

 

  1. Понятие массовой культуры.

Массовая культура -- это совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура.  Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской.  Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его.

  1. Становление массовой культуры.

Становление связано с формированием индустриального общества (1870-1890-е гг в Европе). Предпосылки:

  • постепенное повышение статуса городского рабочего класса
  • расширение демократических институтов -- более широкое вхождение трудящихся в активную гражданскую жизнь
  • распространение всеобщей грамотности населения.

Массовая культура неразрывно связана со средствами массовой коммуникации. Хронология использования технических возможностей:

    • дешевые популярные газеты и журналы;
    • дешевые книжки -- беллетристика (любовные и детективные романы) и комиксы;
    • кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим средством массового искусства;
    • телевидение, спутниковая связь, десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков;
    • персональные компьютеры, сеть Интернет.
  1. Развитие и распространение массовой культуры.

Появление массовой культуры означало не просто появление еше одного типа культуры наряду с уже сложившимися -- изменился способ функционирования всей культуры. Вследствие того что постепенно уходили старые формы социальности, патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города, жизнь значительной части населения существенно изменилась, главное -- увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало прерогативой массовой культуры, которая поставила практику развлечений на самую широкую ногу.

4. Основные признаки массовой культуры:

    • серийный характер предметов се потребления;
    • примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;
    • развлекательность, забавность, сентиментальность;
    • натуралистическое изображение и смакование насилия в произведениях художественной культуры;
    • культ сильной личности, культ жизненного успеха;
    • легкодосутпность.

Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Более того, образование для нее даже вредно, поскольку мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура.

Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.  Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура -- культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка -- высокой, а популярная музыка -- массовой, фильмы Феллини -- высокой, а боевики -- массовой, картины Пикассо -- высокой, а лубок -- массовой.

Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

 

2. Практическая часть

1. Нелепый, бессмысленный противоречивый. Понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем.

Это: абсурд.

Абсурд -- нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

В математике и логике, обозначает, что какой-то элемент не имеет никакого смысла в рамках данной теории или системы, принципиально несовместимый с ней. Хотя элемент, который является абсурдом в данной системе, может иметь смысл в другой.

В повседневном обиходе -- бессмыслица, небылица, бред, чушь, гиль.

Абсурдным считается выражение, которое внешне не является противоречивым, но из которого всё-таки может быть выведено противоречие. Скажем, в высказывании «Александр Македонский был сыном бездетных родителей» есть только утверждение, но нет отрицания и, соответственно, нет явного противоречия. Но ясно, что из этого высказывания вытекает очевидное противоречие: «Некоторые родители имеют детей и вместе с тем не имеют их».

 

2. Нерасчлененность какого-либо явления (напр., иск на первоначальных стадиях его развития).

Это: синкертизм.

Синкретизм - нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства.

  • Синкретизм (искусство) -- сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.
  • Синкретизм (лингвистика) -- постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами.
  • Религиозный синкретизм -- соединение разнородных вероучительных и культовых положений.

 

3. Область действительности, для которой характерно применение техники, характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.

Это: техносфера.

Техносфера - это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Это тоже проекция человека. Материальное производство, состоящее из вещественно-энергетических комплексов, - это механический слепок костно-мускульного тела организма. Информационное производство копирует нервную систему.

 

4. Область Земли, где живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Это: биосфера.

Биосфера -- оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий.

5. Область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами, ценностями и образцами.

Это: физическая культура.

Физическая культура -- сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

    • уровень здоровья и физического развития людей;
    • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

 

 

Список использованной литературы

  1. Культурология.  Под ред. Багдасарьян Н.Г.  3-е изд., испр.. и доп. -- М.: Высшая школа, 2001.
  2. Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов -- 4-е изд -- М Академический Проект, Трикста, 2003.

 


 



 



Информация о работе Понятие массовой культуры