Понятие культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:08, реферат

Описание работы

Роль культуры в функционировании и развитии общества. Общество и культура. Типология культуры, классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно - историческом процессе. Взаимодействие культур.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 40.00 Кб (Скачать)

Введение

       Мир  культуры столь сложен и многообразен  что каждая наука–философия,  история, искусствоведение, этнография, культурология, социология- находит свою  специфическую предметную “нишу” при изучении этого явления. Социологию интересует  прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности. Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю.

       Оно  происходит от латинского слова,  означающего возделывание (земли),облагораживание, воспитание. Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни. Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.   Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы. Выдающийся немецкий философ  
И. Кант культурой называл только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности". 
 
       В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

        Культура, очевидно, выступает как качественная  сторона любой деятельности, как  способ мышления и поведения.  При этом она представляет  собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но  есть и различия. Материальная  культура, как правило, предметна,  осязаема. Духовные ценности могут  выступать не только в предметно-вещественной  оболочке, но и в акте творческой  деятельности. Компоненты материальной  культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее  предметы бесценны, уникальны. Одни  исследователи отождествляют культуру  со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют  ее как совокупность материальных  и духовных ценностей и т.п.Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

 

 

 

 

 

Понятие культуры

     Культура – понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Многообразие научных подходов породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой цивилизации. Не претендуя на характеристику всех возможных вариантов при объяснении феномена культуры, остановимся на главных из них, сосредоточимся на том, как ее развитие отражается в социологии. Прежде всего, обратим внимание на концепции, которые к культуре относят все, что было создано человечеством за весь период его существования во всех сферах общественной жизни. Такое расширительное толкование культуры отождествляет ее (в явной или скрытой форме) с понятием общества и с точки зрения социологии делает его малопродуктивным. Более того, отмечает Э.В.Соколов (1972), «то, что Тэйлор, Боас, Малиновский именовали культурой, Конт, Спенсер, Вебер и Дюркгейм называли обществом». Такая  особенность характеризует в определенной степени работы современных исследователей – Л.Г.Ионина,  И.Е.Дискина и др. Полагая, что данное понятие требует гораздо большей определенности, Е.А.Вавилов и В.П.Фофанов считают, что сформировались две основные концепции : одна из них состоит в понимании культуры как творческой  деятельности, вторая интерпретирует культуру как способ («технологию») деятельности. Что касается первой концепции, то она нашла отражение в работах А.И.Арнольдова, Э.А. Баллера , В.М.Межуева , Н.С.Злобина, Л.Н.Когана ,Ю.Р.Вишневского и др.  
 
      «Культура – это творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека». Культура как способ (технология) деятельности рассматривается в трудах В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С.Маркаряна и др. «Культура есть общий способ человеческого существования, способ человеческой деятельности и объективированный в различных продуктах (орудиях труда, обычаях, системе представлений о добре и зле, прекрасном и уродливом, средствах коммуникации и т.д.), результат этой деятельности, который может включать в себя как элементы, имеющие положительное значение для функционирования социальной системы, так и отрицательное значение». Кроме того, в отечественной науке получила определенное развитие трактовка культуры как духовной жизни общества, ее духовной сферы. Наиболее последовательно ее отстаивали историки. Но имеется такое мнение и среди философов и социологов, которые включили сюда проблемы образования, науки, религии, массовой коммуникации и т.д. Эвристическая ценность перечисленных подходов для социологии невелика. Если взять за основу культуры творческую деятельность, то мы вынуждены будем освещать ее и в сфере производства (что является компетенцией социологии труда), и в сфере политики (что соответственно интересует политическую социологию), и в сфере управления (на что не может не обращать внимание социология управления). Не менее спорна и трактовка культуры как способа и результатов деятельности, что дает возможность отождествлять ее с процессом функционирования экономики, морали, эстетики и т.д. Что касается трактовки культуры как духовной сферы, то она является весьма ограниченной, потому что исключает из этого понятия как материальную культуру, так и культуру общественной деятельности, и сосредоточивает внимание на институтах и организациях, в компетенцию которых входит весьма широкий круг «духовных» проблем – от образования до искусства, от религии до науки, от проблем личности до средств массовой информации.

 

Общество и  культура

     В науке не сложилось единого определения того, что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:

- определенную группу  людей, объединившихся для общения  и совместного выполнения какой-либо  деятельности;

- конкретный этап в  историческом развитии какого-либо  народа или страны.

     В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

        Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например, история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация – наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видов общества.

         Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В это понятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей и др.

         Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим у себя все богатство и власть.

      Для того чтобы правильно понимать такое явление как общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна, государство, общество.

         Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

         Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

         Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потоки денег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг.

         Политическая сфера включает президента и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересы различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

     Духовная сфера (культура, наука, религия, образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты, разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

         Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В узком значении – социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечения населения.

         Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

         При описании общества ученые, прежде всего социологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

          Сегодня понятие «общество» стало более широким, чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можно понимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должны говорить о мировом сообществе. 

         Существует ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводу того, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э. Шилз выделяет следующие:

1.  Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2.  Браки заключаются между представителями данного объединения.

3.  Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4.  Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5.  Оно обладает собственной системой правления.

6.  У него собственное название и собственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые члены видят объяснение со своим собственным прошлым.

7.  У него имеется своя собственная культура.

        Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру».

          Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».

         Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

      В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

          Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Информация о работе Понятие культуры