Понятие культуры в современном гуманитарном значении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Освоение культуры предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями. Пытаемся ли мы истолковать знаковую систему античной культуры или решать проблемы современной цивилизации, размышлять над древними раскопками или создавать компьютерные системы, наше внимание всегда будет концентрировано на все той же особенности: мы имеем дело с тем, что создавалось человеком умышленно, с тем, что он хотел или мог создать. Таким образом, миром культуры является мир, сотворенный человеком, или мир, который человек намеревался сотворить.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Признаки культуры……………………………………………………………5
Три аспекта культуры в философии………………………………………….7
Понятие культуры в культурной антропологии……………………………..11
Разграничение понятий «культура» и «цивилизация»………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Понятие культуры в современном гуманитарном значении.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Понятие культуры в современном  гуманитарном значении

 

 

 

 

Выполнил

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань

2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Признаки культуры……………………………………………………………5

Три аспекта культуры в философии………………………………………….7

Понятие культуры в культурной антропологии……………………………..11

Разграничение понятий  «культура» и «цивилизация»………………………15

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «культура» в  современном значении был впервые употреблен Цицероном. Это было открытием переносного смысла, который со временем вытеснил прямое значение слова, а именно – возделывание почвы.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БЭС)

«Культура – это вторичная, искусственная среда, которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, идеи, верования, привычки, социальную организацию, технологические процессы, системы оценок. Это разностороннее социальное наследие, именно то, что люди проносят через века». (Гуревич)

Когда исследователи пытаются дать определение культуры, они неизбежно ссылаются на тот факт, что единого, «окончательного» постижения культуры не сложилось. Приводятся ссылки, которые показывают, что можно дать самые различные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. Раскрываем любое исследование или учебное пособие по культурологии и сразу сталкиваемся с муками истолкования культуры.

Как быть? Если существует культурология, то должно быть и определение  культуры как исток данной гуманитарной дисциплины. Начнем с дефиниции, а там станут ясны и другие проблемы. Однако едва ли не у каждого исследователя собственная формула культуры. Что это означает? Не следует драматизировать ситуацию. Прежде всего отметим, что культура — это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Культурологи берут из огромного духовного наследия то, что кажется им главным. На этом базируются различия в определении культуры, с которыми мы сталкиваемся постоянно.

Второе обстоятельство, которое явно смущает культурологов, приступающих к определению культуры, — это многообразие самих культур. Как будто речь идет о совершенно разных культурных космосах. Культура древних ацтеков не похожа на древнекитайскую, египетская культура отличается от античной. Сегодня на Земле можно выделить множество локальных культур. Они разнятся друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.

Возникает вопрос: можно  ли дать единое определение культуры, если на самом деле их огромное множество? Некоторые культурологи, скажем, Николай  Данилевский (1822—1885) или Освальд  Шпенглер (1880—1936) полагали, что нет  нужды в обобщаюшем определении культуры как феномена, потому что мы имеем на Земле многообразие совершенно различных культурных миров. Владимир Соловьев (1853—1900), напротив, настаивал на том, что такое итоговое определение культуры просто необходимо, без него нельзя понять и локальные культуры. Иначе получается, будто «есть снега'», но нет сне'га...

Наконец, исследователи  подходят к культуре как узкие  специалисты. Философы пытаются дать философское  определение культуры, социологи  — социологическое, историки — историческое, антропологи — антропологическое... Все это, безусловно, разные позиции. С точки зрения философа, культура — это философская проблема. Она вечная, поэтому невозможно дать окончательное определение культуры. В этом случае культура станет нефилософской проблемой. Этнографы озабочены описанием разных культур. Общее их волнует меньше. Семиотики, т.е. специалисты по знаковым системам, стараются выяснить некие структуры культуры. Такой перечень подходов можно представить как практически неисчерпаемый...

 

Признаки культуры

  1. Культура – это «вторая природа». Именно так определил ее античный философ Демокрит. Когда ветхозаветные авторы писали о «мире», то есть о том, что окружает человека, они имели в виду культуру.
  2. Второй признак культуры — ее неразрывность с жизнью человека в обществе: она всегда социальна. «Сущностным фактом культуры, — писал английский этнограф Бронислав Малиновский (1884—1942), — таким, который мы можем вывести как из нашего жизненного опыта, так и из научных наблюдений, — является организация людей в постоянные группы». Люди могут пользоваться культурой по-своему. Они могут изменять элементы этой культуры, но все, чем они пользуются и что изменяют, по своей природе социально.

Неверно сказать, будто  культура есть достояние одного человека, пусть даже самого образованного и нравственного. Она оказывается автономным феноменом только тогда, когда выражает накопление и обобщение социального опыта коллективной жизни. Культура — это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. То, что является сугубо частным делом, что не входит в социальную жизнь и не ведет от нее свое происхождение, не является частью культуры.

В той мере можно говорить и об обратной зависимости. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру. Невозможны общественные связи, которые лишены культурного содержания, основаны на природных законах целиком и полностью. Именно поэтому культурология, как уже отмечалось, окончательно разделалась с романтической идеей существования естественноприродного общества, где отсутствуют резко друг от друга отграниченные усвоенные привычки, обычаи, формы общественной организации. Культура и социальное бытие идут рука об руку.

  1. Культура, далее, является человеческим достижением. Культурологи отличают ее от природы, видя в ней свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река — это природа, канал — культура. Кусок кварца — природа, наконечник стрелы — культура. Стон — природен, слово — достояние культуры. Запах — природа, аромат и парфюмы — культура.
  2. Культура преднамеренно и старательно передается нам другими людьми. Одна из целей и ценностей современного образования – передать каждому человеку опыт всего человечества. В этой связи – следующий признак.
  3. никто не может ею овладеть без приложения собственных усилий. Природные блага достаются людям, как и распространяются, непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естествен. Однако дарами культуры невозможно овладеть без приложения собственных усилий со стороны человека.

Можно ли овладеть речью  без усилий? Любой скажет: невозможно. Можно ли осуществлять управление общественной жизнью без особых стараний? Вряд ли... Даже научные методы, которые кажутся  бесспорными, подтверждаются каждым новым поколением. Любое теоретическое открытие может подвергнуться испытанию на прочность. Даже материальные достижения культурной деятельности могут оказаться бесполезными и утратить свое общекультурное содержание.

  1. Освоение культуры предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями. Пытаемся ли мы истолковать знаковую систему античной культуры или решать проблемы современной цивилизации, размышлять над древними раскопками или создавать компьютерные системы, наше внимание всегда будет концентрировано на все той же особенности: мы имеем дело с тем, что создавалось человеком умышленно, с тем, что он хотел или мог создать. Таким образом, миром культуры является мир, сотворенный человеком, или мир, который человек намеревался сотворить.

Три аспекта культуры в философии

В философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.

  1. культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Первый аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу (сектор) общественной жизни, в которой наиболее полно реализуются творческие потенции человека. Это прежде всего искусство, наука, образование. Однако и сферы материального производства, или скажем, торговли могут быть не лишены творческой стороны, правда, при том условии, если предоставляют человеку возможность не быть только лишь исполнителем, а продумывать и реализовывать собственные замыслы.

Культура не является внешней по отношению к человеку. Ее смысл в том, чтобы человек  жил жизнью культуры, воспринимал  ее достижения как часть своей  души. По словам И.А. Ильина, культура это  то, что требует «полноты душевного участия». Значение культуры в том и состоит, чтобы сохранять и развивать те богатства, которые заложены в душе человека, ибо «человеческая душа стоит дороже всех царств мира» (Н. Бердяев). В культуре человек выступает как универсальное существо. Это значит, что именно в этой сфере он принципиально открыт всему миру. В культуре как особой сфере человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества, он обнаруживает способность превосходить все заранее установленные масштабы, ощущает себя существом творческим.

В трактовке культуры как отдельной сферы бытия  одновременно подразумевается, что  не все в обществе и человеке может  быть отнесено к сфере культуры. Существует также сфера, находящаяся  за пределами культуры. Во многих случаях человек вынужден быть не творцом, а исполнителем. Наряду со сферой свободы, т.е. культуры, существует сфера необходимости. Человек подчиняется необходимости «в поте лица своего» добывать средства к существованию. Он вынужден подчиняться тем природным и социальным порядкам, которые не могут быть им приняты свободно, но которые он застает сложившимися, вступая в жизнь (или хотя бы считаться с ними). Наконец, человек не вправе .уклоняться от исполнения тех обязанностей, которые возлагает на него долг, а это часто требует самопринуждения, самоограничения, не творчества, а простой исполнительности. Во всех известных истории обществах, в том числе и современном, сфера необходимости количественно преобладает. Очевидно, что необходимость невозможно исключить из жизни человека и общества. Нельзя достичь того, чтобы общество целиком стало сферой свободы. Мечты о создании такого общества являются скорее благими пожеланиями, хотя и выражающими неустранимую тягу человека к свободе и творчеству.

Определяя культуру как сферу свободной самореализации личности, мы встаем перед задачей более глубокого уяснения того, что же такое свобода. Однако вопрос этот слишком сложный и ответ на него не является целью нашей работы.

  1. культура есть ценностное отношение к реальности. Второй аспект культуры означает, что в ней всегда присутствует то, что свято, то, что признается безусловной ценностью. С ценностным отношением тесно связано понятие идеала, в частности нравственного и эстетического. Культура как представление о ценностях и идеалах не ограничена отдельным сектором жизни индивида и общества, а охватывает собой все ее стороны, придавая им определенную ценностно-мировоззренческую направленность и одухотворяя их.

Признание ценностей  и идеалов радикально отличает культуру от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных ценностей и идеалов. Согласно определению, данному в толковом словаре В. Даля, «нигилизм есть безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». Культура как совокупность представлений о ценностях и идеалах не ограничена отдельной сферой общественной жизни, а способна охватить самые разнообразные сферы, оказывать регулирующее воздействие на различные виды деятельности человека.

Идеал — это представление о должном. Следовательно, идеал есть образ совершенства. Это образ мыслимый, но в полной мере не достижимый. Тем не менее функция идеала состоит прежде всего в том, чтобы человек к нему стремился, брал его за ориентир. Идеал — это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда.

Современная культура характеризуется  разнообразием и размытостью  идеалов и ценностей. Однако нельзя сказать, что они полностью ею утрачены. Своеобразные идеалы и ценности характерны и для массовой и для  концептуальной культуры. Кроме того, для современности сохраняют свое значение замечательные образцы культуры классической. Их значение исключительно велико потому, что в классической культуре идеалы и ценности выражены определенно и отчетливо. Классическая культура создала яркие и запоминающиеся образы добра и зла, нравственности и безнравственности, красоты и безобразия. Именно поэтому искусство классики является незаменимым средством формирования «человеческого в человеке», формирования души, чувства гуманности, вкуса, тактичного отношения к людям, желания и умения сверять свою жизнь с непреходящими идеалами и ценностями.

Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той  или иной национальной культуры, культурной эпохи. Однако можно выделить и универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а следовательно, к истории своей страны, милосердие и сострадание, оберегание и хранение домашнего очага. Все эти ценности предполагают благоговейное к себе отношение. Чувство благоговения предохраняет от глумления над ценностями, удерживает от оплевывания. В силу чувства благоговения ценности воспринимаются как то, что свято.

Информация о работе Понятие культуры в современном гуманитарном значении