Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:15, реферат
Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.
Понятие «культурная идентичность»
Культурные
последствия расширяющихся
Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.
Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.
В каждой культуре приняты свои уникальные
модели поведения, которые кажутся
странными представителям других культурных
образований. Приведем в качестве примера
культуру Накирема, описанную в знаменитом
исследовании Хораса Май-нера. Свое внимание
Майнер сосредоточил на замысловатых
телесных ритуалах Накирема — по мнению
западного человека, весьма странных и
экзотичных. Описание Майнера стоит привести
здесь целиком.
В основе всей системы верований Накирема
лежит убеждение, что человеческое тело
уродливо и изначально склонно к болезням
и одряхлению. Человек, обреченный иметь
такое тело, может надеяться только на
действие специфических ритуалов и церемоний.
В каждом доме имеется несколько культовых
предметов, специально для этого предназначенных.
Важнейшим из них является ящичек, вделанный
в стену хижины Накирема. В ящичке хранятся
амулеты и различные магические снадобья,
без которых не может обойтись ни один
представитель племени. Снадобья и амулеты,
как правило, изготовлены несколькими
шаманами, каждый из которых специализируется
в какой-то определенной области. Наиболее
могущественными из них считаются знахари,
и их помощь следует всегда щедро вознаграждать.
Однако сами знахари лекарственных снадобий
своим пациентам не дают, а лишь определяют
их состав и записывают его на некоем тайном
и древнем наречии. Наречие это понятно
только знахарям и сборщикам лекарственных
трав и кореньев, которые, опять-таки за
подношения и дары, и приготавливают требуемое
зелье.
Накирема испытывают почти патологический
ужас и благоговение перед своим ртом,
состояние которого, по их мнению, сверхъестественным
образом воздействует (50cтр) на все общественные
отношения. Народ Накирема верит, что если
не исполнять определенный ритуал, зубы
выпадут, десны начнут кровоточить, челюсти
станут шамкать, а самого человека покинут
друзья и отвергнут любовники. Дикари
также верят в существование прямой связи
между оральными и моральными качествами.
Например, желая укрепить моральные качества
своих детей, они заставляют их совершать
ритуальные полоскания рта.
Ежедневный ритуал, неукоснительно соблюдаемый
каждым Накирема, включает и специфические
манипуляции с ротовой полостью. Однако,
несмотря на то, что этот народ столь трепетно
заботится об указанном органе, данный
ритуал кажется непосвященному просто
отвратительным. Мне говорили, что Накирема
берут в рот пучок свиной щетины, покрытый
магическим порошком, и выполняют там
серию каких-то чрезвычайно формализованных
движений.
Кто такие эти Накирема и в какой части
света они живут? Вы сможете ответить на
этот вопрос и идентифицируете описанный
ритуал, если произнесете слово “Накирема”
наоборот. Почти любое привычное действие
покажется странным, если его вырвать
из контекста и не рассматривать в качестве
элемента специфического образа жизни
данного народа. Гигиенические ритуалы
людей Запада ничуть не более и не менее
странны, чем обычай, распространенный
на некоторых тихоокеанских островах,
выбивать у себя передние зубы для красоты,
или обычаи тех племен Южной Америки, представители
которых выпячивают губы с помощью особых
пластин, поскольку считают, что это делает
их более привлекательными.
Невозможно понять подобные действия
и верования вне того культурного целого,
частью которого они являются. Всякую
культуру следует изучать исходя из ее
собственных смысловых значений и ценностей
— таково ключевое правило социологии.
Социолог стремится в максимально возможной
степени избежать
этноцентризма, то есть попытки оценивать
чужую культуру, сравнивая ее со своей
собственной. Поскольку человеческие
культуры весьма отличаются друг от друга,
неудивительно, что представители одной
культуры часто находят крайне несимпатичными
представления и поведение, принятые в
другой. Пример “грузового культа”, который
открывает эту главу, иллюстрирует трудности,
связанные с взаимодействием двух различных
культур. Социолог должен уметь убирать
шоры своей культуры, если хочет увидеть
жизнь других народов в истинном свете.
Менталитет
Менталитет (фр. Mentalite) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.
Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.