Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:06, реферат
Эпоха Просвещения - прежде всего германского - свела в соответствии с просветительским духом все воспитание к образованию, "выстраиванию", строению человека, в силу чего немецкое слово die Kultur стало означать примерно то же, что и слово die Bildung. Слово используется все шире, начиная с конца XVII века, сделавшись к XVIII веку более или менее обычным в массовом словоупотреблении. В литературе им стал широко пользоваться современник и друг Мирабо, Мармонтеля, Вольтера, ученик и оппонент Ларошфуко - маркиз де Вовенарг. (Характерная деталь - Л. Вовенарг-моралист возлагает все свои надежды на постепенное эволюционное изменение нравов, на культивирование, "окультуривание".
1.Введение………………………………………………………………………2
2. История слова "культура"……………………………………………………3
3. Понятие «культура» в системе взглядов немецкого просвещения………..5
4. Теория культуры в социальной философии Марксизма…………………..10
5.Заключение……………………………………………………………………13
6.Список литературы…………………………………………………………...14
Стадии развития искусства выделяются Гегелем в зависимости от соотношения между идеей и ее внешним образом. Первую стадию развития искусства Гегель называет символической. Это искусство древних восточных цивилизаций (Египет, Индия). Здесь внешний образ лишь намекает на идею, форма преобладает над содержанием, материальное подавляет духовное. Ведущим видом искусства является архитектура.
Вторую стадию развития искусства Гегель называет классической. Это искусство Древней Греции эпохи расцвета. На этой стадии идея и ее образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу. Ведущий вид искусства - скульптура.
Третью стадию развития искусства Гегель называет романтической. Это искусство средневековья и Нового времени. Здесь духовный, субъективный элемент преобладает над внешней формой. Ведущие виды искусства - живопись, музыка, поэзия.
Для
Гегеля прекрасное - это идеал, то, что
превосходно в своем роде. Например,
греческое искусство
Религия
и философия - это более высокие
формы самораскрытия
Важное место в теоретической системе Гегеля занимает учение о развитии всемирной истории. Основу и единство исторического процесса Гегель видел, в движении мирового разума. Мировой разум воплощается на каждом историческом этапе в культуре того или иного народа, становится его народным духом. Критерий общественного прогресса - это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы. Гегель различает три основные этапа мировой истории:
1. Восточный мир (Китай - Индия - Персия). На Востоке еще не существует свободы индивида. Здесь был свободен лишь один - деспот. Поэтому духу этих народов присущи повиновение и покорность.
2. Греко-римский мир. В Греции и Риме уже свободны некоторые - граждане. Поэтому здесь появляются индивидуальности, "исторические личности" ( А. Македонский, Ю. Цезарь). В Риме личность формируется как субъект правовых отношений.
3.
Германский (христианский) мир. Он
воспринимался Гегелем как
Теория
культуры в социальной философии
Марксизма
Марксистская философия формируется в 40-х гг. XIX века. Её основоположники - немецкие мыслители - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895). Они создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм. К анализу проблем культуры они подходят исходя из своей общефилософской концепции.
В
произведениях Маркса и Энгельса
можно встретить предельно
Первая глава работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" названа "Доисторические ступени культуры". Вехи в развитии культуры он связывает с развитием производительных сил, социальных связей, практической деятельности (овладение огнём, изобретение лука, формирование речи, овладение гончарным ремеслом, приручение животных).
Рассматривая вопрос о происхождении культуры, марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ. В процессе трудовой деятельности возникает потребность людей в общении, передаче информации, в членораздельной речи. Труд преобразует мышление и чувства человека. Маркс писал о том, что в процессе труда формируется богатство человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, духовные чувства (воля, любовь).
Важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность. Маркс показывает это на примере искусства. Он отмечает, что древнее искусство было непосредственно вплетено в человеческий труд, сопровождало его и духовно подготавливало. Например, первобытный танец был и танцем, и ритуалом, и репетицией настоящей охоты. В труде обнаруживались и осваивались художественные средства: красящие вещества, выразительные формы, звучащие предметы.
В дальнейшем происходит разделение физического и умственного труда, материальной и духовной деятельности. Господствующий класс присваивает себе монополию на умственный труд, духовную деятельность.
Процесс отделения умственного труда от физического был вызван исторической необходимостью. Потребовалось наличие такого социального слоя людей, которые были бы освобождены от повседневной изнурительной работы и могли всецело посвятить себя управленческой, научной и художественной деятельности. Ф.Энгельс отмечал, что "рабство создало условия для расцвета культуры древнего мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки."
Выделившись как особая сфера человеческой деятельности, духовная культура не становится пассивным отражением экономических процессов. Она приобретает относительную самостоятельность в своём развитии.
Закономерности развития культуры:
1. Линия развития экономики и линия развития тех или иных видов духовной культуры могут не совпадать (это вовсе не означает, что культура не зависит от экономики). Эта закономерность проанализирована Марксом на примере искусства. Он отмечал, что в эпохи, экономически менее развитые, может создаваться искусство более значительное и великое, чем в последующие, более развитые. А некоторые формы искусства возможны только на низкой ступени развития общества. Например, эпос, который возник на почве мифологии.
2.
Каждый вид культуры имеет
свою внутреннюю логику
3. С этим связана другая важная закономерность развития культуры - взаимосвязь, взаимодействие различных видов культуры. Все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Например, в развитии искусства важную роль играют не только экономические и политические факторы, но и философские, нравственные, религиозные идеи данного общества. Неслучайно в античном мире на художников смотрели как на мудрецов, способных облекать философскую мысль в поэтическую форму.
4.
Относительная
Преемственность заключается в использовании достижений предшествующих поколений, прошлых исторических эпох. Благодаря тому, что существует преемственность, развитие культуры приобретает поступательный характер. Маркс и Энгельс применяют к историческому анализу культуры формационный подход.
Общественно-
Маркс
выделяет пять ОЭФ и соответственно
пять формационных типов культуры:
первобытно-общинный, рабовладельческий,
феодальный, капиталистический и
коммунистический. Социализм - это первая
стадия коммунизма. Последовательная
смена формационных типов культуры образует
поступательную, прогрессивную линию
развития культуры. При переходе от одного
формационного типа культуры к другому
сохраняется преемственность: одни элементы
культуры отбрасываются как устаревшие
(идеология), другие входят в новую культуру
почти в неизменном виде (язык, средства
труда), третьи критически перерабатываются,
исходя из интересов пришедших к власти
классов (право), четвёртые создаются заново
(формы собственности, политическая система).
Заключение
Исходя
из вышесказанного можно сделать
вывод о том , что в эпоху
немецкого Просвещения
Рассматривая
вопрос о происхождении культуры,
марксизм устанавливает генетическую
связь культуры с человеческим трудом,
с производством материальных благ.
Список
литературы
1. Арнольдов
А.И. Введение в культурологию.
2. Афанасьев
В.Г. Социальная информация. М., 1994.
3. Давидович
В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры.
Изд-во Ростовского
4. Основы социологии.
Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.,
1993.
5. Смелзер Дж. Социология.
Глава 2. Культура. Социс, 1990, N 12.