Понятие конституционного строя РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Содержание

1. Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института………………………………………………………………3
2. Принципы конституционного строя Российской Федерации………...6
Литература………………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Понятие основ конституционного строя Алеша.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

      1. Понятие основ конституционного  строя как конституционно-правового  института………………………………………………………………3

      2. Принципы конституционного строя  Российской Федерации………...6

      Литература………………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института. 

      Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

      Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

        Конституционный строй - это такая  организация государственной   и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

      Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая  обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

      Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит  нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция  наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

      Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение  его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.

      Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои  государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

      В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года содержится отдельная глава, посвященная основам  конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

      Основы  конституционного строя, согласно Конституции  Российской Федерации, составляют прежде всего демократизм, выражающийся в  народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.

      С этими основами, характерными для  правового государства, сегодня  неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной  задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.

      К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства.

      Каждый  конституционный принцип существует не сам по себе. В совокупности они  конституируют государство и  должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

      Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающий ведущее место в системе государственного права России.

      Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации.

      Именно  благодаря конституционному закреплению  основ конституционного строя в  систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

      Закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи. 
 

      2. Принципы конституционного строя Российской Федерации 

      При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с  конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.

      Под основами конституционного строя государства  понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство. 
    Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

      В конституции РФ (преамбула и глава 1) находит выражение целостная  система принципов конституционного строя.

      К первой группе этих принципов можно  отнести основы организации государственной  власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества.

      Вторую  группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и  человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность государства.

      Третья  группа включает основы организации  жизни гражданского общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

      Рассмотрим  эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя РФ.

      Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст.1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы  России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции). Народный суверенитет означает, что ''народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах''.' 'Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ч.4 ст.3 Конституции РФ, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону''. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст.12 Конституции).

      Российская  Федерация - федеративное государство.

      Демократический характер Российского государства  проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающимся на принципе федерализма.

      Федерализм  в России выступает, прежде всего, как  одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило своё выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств),автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

      Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально- государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально- территориальных начал добровольного объединения её субъектов.

      Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.

      Основы  конституционного строя включают следующие  принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации:

      1) государственная целостность;

      2) равноправие и самоопределение  народов;

      3) единство системы государственной  власти;

      4) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

      5) равноправие субъектов РФ во  взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти (ст.5 Конституции РФ).

      Верховенство  права - один из важнейших принципов  конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

      Примат  права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства  правом.

      Верховенство  Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом, правом.

      Конституция РФ содержит требование официального опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения (ст.15,ч.3 Конституции).

      Разделение  властей выступает как принцип  организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации).

Информация о работе Понятие конституционного строя РФ