Понятие “искусство” и “детское творчество”. Взаимосвязь искусства и познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: Рассмотреть понятие “детское творчество” и ”искусство”. А так же, искусство как способ познания мира. Задачи работы:
1. Исследовать истоки искусства;
2. Изучить детское творчество;
3. Рассмотреть искусство как способ познания мира.
Объект работы: искусство.
Предмет работы: детское творчество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...3
1 Об искусстве…….………………………………………..………………….…5
2 Детское творчество……….……….……….….………………………………..8
3 Взаимосвязь искусства и познания…………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................15

Работа содержит 1 файл

квд.docx

— 43.98 Кб (Скачать)

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………...3

1 Об искусстве…….………………………………………..………………….…5

2 Детское творчество……….……….……….….………………………………..8

3 Взаимосвязь искусства и познания…………………………………………..12

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Тема «Понятие “искусство” и “детское творчество”. Взаимосвязь искусства и познания.» актуальна тем, что в современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования духовно развитой личности, совершенствования человеческих чувств, осмысления явлений жизни и природы, т.е. развития у детей целостных представлений о картине мира. Искусство – одна из областей духовной жизни человечества. В нём объединяется специфическое познание мира в художественных образах, осмысление явлений жизни и природы, создание изображений, воплощающих духовное и идейное содержание в чувственном материале – в слове, в движении, в красках, в звуках, в пространстве, в пластических средствах. Согласно выше сказанному, можно утверждать, что художественно-эстетическое образование, основанное на целостном представлении об искусстве, как форме отражения картины мира, играет важную роль на этапе становления личности ребёнка дошкольного возраста.  В связи с этим особую значимость приобретает целостный подход к полихудожественному воспитанию, рассматривающему образовательный процесс как многоуровневый комплекс, в котором представлены все виды искусства, среда, социум, природа. Поэтому очень важно развивать у детей целостные представления о картине мира через её отражение в искусстве, где важную роль играет интеграция различных его (искусства) видов. В этом процессе искусство выступает в качестве отражения художественно-образной картины окружающего мира, а интеграция (восстановление, объединение) – как органичное соединение искусств, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении различных видов искусства, порождающих целостное художественное явление. 

Цель контрольной  работы: Рассмотреть понятие “детское творчество” и ”искусство”. А так же, искусство как способ познания мира.

Задачи работы:

1. Исследовать истоки искусства;

2. Изучить детское творчество;

3. Рассмотреть искусство как способ познания мира.

Объект работы: искусство.

Предмет работы: детское творчество.

Структура работы: Введение, три главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             1 Об искусстве

Слово «искусство» часто  употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это-всякая искушенность, всякое умельство, мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведения всех видов художественного творчества заключают в своем содержании обобщающее осознание жизни, существующей за пределами этих произведений, и это в основном человеческая, общественная, национально-историческая жизнь. Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика). Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи         палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофи-рованными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица.1 Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место. Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни. Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человеко-образной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству. В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         2 Детское творчество

Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается  новый, оригинальный продукт, имеющий  общественное значение. Это может  быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства  и т. п. Если рассматривать детскую  деятельность с позиций объективной  новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность  творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское  творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая  теория), только проявляет этот родовой  опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь  конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они  отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т. е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребенка. Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н. П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает непременные составные творчества. Таким образом, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей. Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать. Исследования ученых показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка. Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды. Л. С. Выготский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства. Всесторонне развиваться, формировать и проявлять творческие способности дети могут только под руководством и при участии взрослых. Для этого необходимо знать особенности проявления ребенка в изобразительной деятельности в каждом возрастном периоде дошкольного детства, построения взаимоотношений с ним в этом виде деятельности. В начале эти отношения могут строиться на основе того, что малыш обычно сопровождает речью свое рисование. Речь помогает ему полнее передать «содержание» рисунка. В этот момент важно поддержать стремление ребенка рассказать о своем рисунке. С этого начинает складываться общение ребенка и взрослого в изобразительной деятельности. С возрастом меняется характер общения. Постепенно, к старшему дошкольному возрасту, дети осваивают различные изобразительные материалы, способы изображения. Цель общения в этот период — формирование и проявление у ребенка творческих способностей. Существенными здесь являются наблюдательность, воображение, художественное мышление, память. Эти качества, психические процессы дошкольник развивает и совершенствует при изучении объектов изображения, рассматривании их в различных видах изобразительного искусства, освоении различных способов изображения. Импульсивная, всеобъемлющая активность, экспрессия в дошкольном детстве позволяют ребенку любоваться, эстетически воспринимать окружающий мир. Восторг восприятия требует яркого воспроизведения, вызывает желание самовыразиться. Это дает возможность педагогу не только переживать вместе с малышом радость восприятия, но и формировать эстетическое отношение к окружающему миру, которое будит воображение, развивает образное мышление, необходимое для художественно-творческой деятельности. В процессе творчества отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны. Ребенок будет свободен в своем творчестве настолько, насколько взрослый знает его характер, интересы, стремления. Знает так, что по первым линиям и пятнам на листе может угадать, что задумано и в каком направлении этот ребенок способен реализовать свой замысел. Роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы вместе с ребенком восходить к акту творчества. Современные подходы к развитию и воспитанию дошкольников дают возможность каждому педагогическому коллективу по-новому планировать и строить работу с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              3 Взаимосвязь искусства и познания

Искусство направляет человека на пути к гармонии, к которой  он стремится, чтобы помочь принести свои идеи в широкие массы. Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверстников и кончая социальным классом, нацией, народом. Процесс формирования таких качеств индивида, которые обеспечивают его включение в определенную общественную целостность, и называется социализацией. В процессе социализации индивид осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Так он становится личностью, представляющей собой неповторимый ансамбль общественных отношений. Существует множество средств и « механизмов» социализации и среди них особое место занимает искусство, которое, наряду с другими общественными институтами и формами, «подключает» человека к интересам и потребностям общества во всех его многообразных видах. Вкус формируется не только в общении с искусством, но в ходе всей жизни индивидуума, под влиянием непосредственно окружающей среды, и, стало быть, от того, каково искусство и какова среда, будет зависеть качество эстетического вкуса. Но как воздействует на человека удивительный мир искусства? Уже античная эстетика стремилась дать ответы на этот вопрос, однако они не были однозначными. Платону, признавшему только такие произведения искусства, которые укрепляют нравственные основы аристократического государства, подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения. На «подражании» действительности, по Аристотелю, основывается способность искусства оказывать на человека и моральное и эстетическое воздействие, формируя сам характер его чувств:    « Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того , что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью.»1 История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный Идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте утверждать в мире справедливость. Сам образ Дон Кихота стал с тех пор нарицательным, послужил примером для подражания уже в реальной жизни. Таким образом, мы видим, что истоки искусства- в действительности, но произведение искусства представляет собой особый мир, предполагающий восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетическое отношение людей  к действительности проявляется  во всех областях их жизни и деятельности, и высшей формой его выражения  является искусство. Общение спроизведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Искусство выполняет также незаменимые и все более значимые функции, участвуя в развитии личности, введении её в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей. Неослабевающий интерес к искусству вызван прежде всего тем, что искусство занимало и занимает одно из важнейших мест в духовной жизни людей, является неотъемлемой частью их деятельности.Трудно найти человека, который в той или иной степени не испытывал бы на себе влияния искусства, для которого восприятие искусства, хотя бы в одном из его видов, не стало бы настоятельной потребностью, человека, который не пытался бы сам приобщиться в той или иной форме к художественному творчеству. Вся история человечества отражена в произведениях искусства. Искусство – это специфическая форма познания и оценки человеком мира, и отражения в нём (искусстве) целостных представлений человека о мире.

 

 

 

 

 

                             СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. [Текст] /Ю.Б. Бореев – М.: Высш. шк., 2002. — 511с.
  2. Брунер, Дж. Психология познания. [Текст] / Дж. Брунер – М.: Прогресс, 1977 г. – 413 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С.Выготский – 3-е изд. М.: Искусство – 1986 г. – 573.
  4. Гипотезы генезиса искусства. // Искусство и культура. 2001г.-349с.
  5. Жидков, В.С. Искусство и картина мира. [Текст] / В.С. Жидков, К.Б. Соколов – СПб.: Алетейя, 2003 г. – 464 с. 
  6. Иванов, В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. [Текст] / В.П. Иванов – Киев: Наукова думка, 1977 г. – 251 с.
  7. Каган, М.С. Морфология искусства [Текст] / М.С. Каган – Л.: Искусство, – 1972 г. – 440 с.
  8. Ковалева О.В. Предмет искусства. - СПб., 1998г.-142с.
  9. Культурология. Под редакцией Багдасарьян Н.Г. - М., 2003г.-215с.
  10. Морозов Т.О. Искусство: истоки, развитие, сущность. - М., 1997 г. - 154с.
  11. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987г.- 253 c.
  12. Яковлева С.В. Художественная культура и искусств. - Мн., 2002 г.- 559 с.
  13. http://gendocs.ru/v27448/искусство
  14. http://lib.ru/

Информация о работе Понятие “искусство” и “детское творчество”. Взаимосвязь искусства и познания