Понятие и структура речевого общения

Автор: Ирина Синицына, 15 Октября 2010 в 19:35, реферат

Описание работы

Особенности речевого общения

Содержание

Введение
1. Особенности речевого общения
2. Речь как средство утверждения социального статуса
3. Исследования речевого общения М.М. Бахтиным и Л.С. Выгодским
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

речевое общение.doс.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

 

      Введение

 

      Речевое общение весьма сложно по своей структуре. Стремлением познать его сущность, природу человеческого общения  одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. Это объясняется тем, что два жизненных проявления человека — деятельность и поведение — различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание.

     Актуальность  выбранной мной темы объясняется  тем, что речевая деятельность для человека и общества это среда его обитания. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание.

     Целью работы является изучение понятия речевого общения.

     В соответствии с поставленной целью следует решить определенный круг задач:

  • Изучить особенности речевого общения;
  • Проанализировать речь как средство утверждения социального статуса;
  • Рассмотреть различные исследования речевого общения с точки зрения М.М. Бахтина, Л.С.Выгодского.

     Объектом  исследования являются различные точки зрения на особенности речевого общения.

     Работа  состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы.

    Теоретические и методологические основы исследования и исходные материалы: научная литература, материалы периодических изданий, а сведения из Интернет источников.

 

      1. Особенности речевого общения

 

     Форма взаимодействия двух или более людей  посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В речевом общении участвуют пять компонентов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение. Речевое общение является объектом изучения лингвистики, психологии, физиологии, психолингвистики и других наук.

     Формой  проявления речевого общения является речевое поведение.

     Признаками  речевого общения являются:

     1) наличие партнеров по общению;

     2) наличие мотива как побуждения к общению (в учебном процессе основной мотив – это мотив учения, стремление как можно лучше овладеть предметом);

     3) наличие ситуации общения.

     Можно говорить о трех типах речевого общения (с учетом условий, в которых общение протекает):

     1) учебное общение (реализуется на уроке, когда участники имеют фиксированные роли: преподаватель – учащийся;

     2) имитативно-подражательное общение  (воспроизведение готовых образцов речи, принадлежащих другим лицам);

     3) аутентичное общение – общение  на свободную тему.

     К умениям речевого общения относят:

     1) собственно речевые умения (начать беседу, поддержать общение, переспросить собеседника, соблюдать нормы языка;

     2) умения речевого этикета,

     3) умения невербального поведения  (мимика, жесты, телодвижения).1

     Речевое общение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

     Прежде  всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

     В прагматическом изучении языка сформулирован  ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать  совместно. Исходными условиями являются:

  • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;
  • ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

     Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

     1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

     2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

     3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

     4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

     Реальная  речь грешит отступлениями или нарушениями  тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

     Наряду  с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

     Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения  цель требует продуманной формы  сообщения и прогнозируемой реакции  аудитории.

     Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т.п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

     Естественным  следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т.е. так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.2

     В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками  речевые стратегии и тактики.

     Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

     Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

     Тактика может меняться в зависимости  от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

     Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину  и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

     2. Речь как средство утверждения социального статуса

     Как мы уже подчеркивали, в социально  ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают  важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

     Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации различными способами обозначают социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные — социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

     К числу таких вербально-символических средств можно отнести выбор формы обращения. Форма обращения может выявлять социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При этом могут использоваться специальные слова, указывающие на титул лица, к которому обращаются, например «ваше высочество», «ваше благородие», «сэр».

     Меняя формы обращения, можно подчеркнуть  формальность или неформальность отношений. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например «Здравствуйте», «Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т.д.

     В русском языке гражданский статус человека четко обозначается обращением, например «Иван Иванович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее обращение подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны.

Информация о работе Понятие и структура речевого общения