Политико-правовые взгляды историков античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства» с его значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял собой полную противоположность восточным деспотиям. Греция сохранила раздробленность. Формой политической организации служит полис (государство - город).

Работа содержит 1 файл

Реферат-политико правовые учения.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.

     Естественное  право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: «кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя». Он не писан, и имеет врожденный характер.

     Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное,  т.к. оно существовало до государства.

     Под естественным правом он понимал: 

     - не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;

     - не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.

     Цицерон вслед за софистами использовал  различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

     Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: «Под действие закона должны попадать все». И государство - это общий для всех правопорядок.

     Таким образом можно сделать вывод, что труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру. 

     2.2 Римские юристы о сущности и системе права 

     В императорский период в связи  с усилением централизации власти значительно возросли роль и влияние римских юристов. Наиболее выдающимися из них были Гай (II в.), Папиниан ( II-III вв.), Павел (II-III вв.), Ульпиан (II-III вв.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426 г.) «О цитировании юристов» положениям этих пяти правоведов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К ним прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Парцелл.

     Деятельность  римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.п.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений.

     Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus Uris Civilis), которая включала:

     1)  Институции, т. е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);

     2)  Дигесты (или Пандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от 1 в. до н.э. - по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;

     3)  Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

     Руководил всей кодификационной работой, в  том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

     Творческие  достижения римских юристов, разработавших  целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. Это вполне закономерно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

     Раннехристианские политико-правовые концепции. В пределах Римской империи в I веке появляется новое вероучение - христианство, которое выступило с проповедью заветов единого Бога - Иисуса Христа. Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

     Хотя  христиане на протяжении почти 250 лет  подвергались гонениям,  уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. стало государственной религией.

     Одним из первых видных выразителей официальной  христианской доктрины и политической идеологии христианства стал Аврелий Августин (354-430 гг.). Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.

     В процессе обоснования и проповеди  своих теологических воззрений  Августин  обращается и к правовым вопросам. При этом основополагающее место занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, который действует и в области человеческих отношений. Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть».

     Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности, с их трактовкой «естественного права». Учение о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как  всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.

     Августин  считал юридические соображения  настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве. Он призывал правителей быть исполнителями божественного промысла, содействовать церкви в борьбе с еретиками.

     Римско-католическая церковь использовала учение Августина  для обоснования своих претензий на политическую власть. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован, назван Блаженным и до сих пор остается одним из столпов католицизма. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Политико-правовая мысль Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские и социально-политические взгляды мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Аристотель. Политика. - М., 1984г.
  2. Аристотель. Сочинения: В 4т. - М., 1984г.
  3. Бартошек, М.А. Римское право/М.А. Бартошек.- М., 1989.
  4. Королева-Коноплянская, Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля/ Г.И. Королева-Коноплянская. - М., 1992г.
  5. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: Древний мир/В.С. Нерсесянц. - М., 1985г.
  6. Утченко, С.Л. Политические учения древнего мира/С.Л. Утченко. - М., 1972г.
  7. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве. О законах.- М., 1966г.

 

Информация о работе Политико-правовые взгляды историков античности