Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 18:10, реферат
Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства» с его значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял собой полную противоположность восточным деспотиям. Греция сохранила раздробленность. Формой политической организации служит полис (государство - город).
Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное.
Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: «кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя». Он не писан, и имеет врожденный характер.
Цицерон задает вопрос, что первично: естественное или позитивное право? Ответ для него однозначен - естественное, т.к. оно существовало до государства.
Под естественным правом он понимал:
- не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;
- не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.
Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.
Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: «Под действие закона должны попадать все». И государство - это общий для всех правопорядок.
Таким
образом можно сделать вывод,
что труды Цицерона изучили христиане,
он сделал шаг в направлении теории правовой
государственности, оказал большое влияние
на всю последующую человеческую культуру.
2.2 Римские юристы о
сущности и системе права
В
императорский период в связи
с усилением централизации
Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. Вместе с тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам, а также в сочинениях учебного профиля (институции и т.п.) они разрабатывали и целый ряд общетеоретических положений.
Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus Uris Civilis), которая включала:
1) Институции, т. е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана);
2) Дигесты (или Пандекты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от 1 в. до н.э. - по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест;
3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).
Руководил всей кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.
Творческие
достижения римских юристов, разработавших
целый ряд фундаментальных
Раннехристианские политико-правовые концепции. В пределах Римской империи в I веке появляется новое вероучение - христианство, которое выступило с проповедью заветов единого Бога - Иисуса Христа. Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
Хотя христиане на протяжении почти 250 лет подвергались гонениям, уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. стало государственной религией.
Одним из первых видных выразителей официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства стал Аврелий Августин (354-430 гг.). Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.
В процессе обоснования и проповеди своих теологических воззрений Августин обращается и к правовым вопросам. При этом основополагающее место занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, который действует и в области человеческих отношений. Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается в тех случаях, когда Августин рассуждает об обязанностях, налагаемых законами естественными, божественными и человеческими. Этим законам надлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть».
Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности, с их трактовкой «естественного права». Учение о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях.
Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представлений, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращения к церковной пастве. Он призывал правителей быть исполнителями божественного промысла, содействовать церкви в борьбе с еретиками.
Римско-католическая
церковь использовала учение Августина
для обоснования своих претензий на
политическую власть. За свои заслуги
перед церковью он был канонизирован,
назван Блаженным и до сих пор остается
одним из столпов католицизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политико-правовая
мысль Древней Греции и Рима оказало огромное
влияние на последующие развитие политико-правовой
идеологии Западной Европы. Под их воздействием
складывается философские и социально-политические
взгляды мыслителей Возрождения и ранней
буржуазной идеологии.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Политико-правовые взгляды историков античности