Поэзия серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:10, контрольная работа

Описание работы

Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия «Серебряный век» значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и философии, живописи, театре. Вместе с тем изменилось и содержание самого определения «серебряный».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные литературные направления Серебряного века………………….4
2. Модернистские направления…………………………………………………5
2.1 Символизм………………………………………………………………...5
2.2 Акмеизм…………………………………………………………………...7
3. Литературный авангард……………………………………………………..10
3.1 Футуризм………………………………………………………………...10
4. Другие направления в литературе Серебряного века……………………..14
4.1 Имажинизм………………………………………………………………14
4.2 Сатириконцы…………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

контрольная культурология.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА –

Филиал ГОУ  ВПО «Иркутский государственный  университет 

путей сообщения» в Красноярске

 

 

 

кафедра гуманитарных дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

Поэзия серебряного века (направления  и течения)

 

 

 

 

Выполнил: ст-т  гр. СОД-1-2       Попков Сергей Александрович 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск - 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Основные литературные направления Серебряного века………………….4
  2. Модернистские направления…………………………………………………5
    1. Символизм………………………………………………………………...5
    2. Акмеизм…………………………………………………………………...7
  3. Литературный авангард……………………………………………………..10
    1. Футуризм………………………………………………………………...10
  4. Другие направления в литературе Серебряного века……………………..14
    1. Имажинизм………………………………………………………………14
    2. Сатириконцы…………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………….16

Литература…………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образное выражение  «Серебряный век», ставшее почти  терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия «Серебряный век» значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и философии, живописи, театре. Вместе с тем изменилось и содержание самого определения «серебряный». Если первоначально образ Серебряного века связывался с мифом о сменяющих друг друга периодах жизни человечества – от идеального «золотого» до реального «железного» - и, таким образом, был связан с представлением об относительном качестве, то сейчас категория относительности практически полностью исключена из содержания определения «серебряный»: «Луна и Солнце не враждуют на небе», как сказал современный поэт.

Временные рамки Серебряного  века можно обозначить лишь условно, но в целом – это период, охватывающий годы с начала 1980-х годов, когда в печати появляются стихи В. Соловьева и первые поэтические опыты В.Я. Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М. Васнецова и М.В. Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению литературы большевиков в 1917 году, хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов.

Культура Серебряного  века поражает обилием талантов и  многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами  Пушкина, Гоголя, Гончарова, Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и др., сменилось эпохой безудержного эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления. Течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысливаются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов.  Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «кларизм», «футуризм», «эго-футуризм», «экспрессионизм» и др.

Все эти «измы» не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами. Очень часто  творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов в начале своего пути выступавших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту «переросли» эти направления и создали свои неповторимые художественные стили.

 

  1. Основные литературные направления Серебряного века

 

Русская литература XX века была представлена тремя основными  литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Схематично  развитие литературных направлений  начала века можно показать следующим образом:

 

Представители литературных направлений:

  • Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
    • Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
    • Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
  • Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
  • Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
  • Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
  • Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
  • Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
  • Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

 

  1. Модернистские направления

 

Модернизм – общее название совокупности литературных направлений  и течений 20 века, в которых предпринимались  попытки отразить новые общественные и психологические явления новыми художественными средствами. Общим было утверждение, что жизнь абсурдна, и поэтому невозможно отразить её средствами традиционной поэтики – реалистической или романтической. Писатели – модернисты стремились изобразить действительность отражённой в человеческом подсознании или с помощью нового искусственного языка – футуризм, или на основе новых выразительных средств, или же создавая принципиально новые жанры (антироман, антидрама). Общее, объединяющее представителей различных философских, религиозных и художественных течений, заключалось в признании несовершенства российской действительности и необходимости её серьёзного переустройства. Однако пути и способы её переустройства предлагались различные: от решительной ломки всей социальной системы до упования на совершенствование отдельной человеческой личности, в чём не последнюю роль должна была сыграть облагораживающая функция идеального искусства. Первым среди литературных течений и по времени рождения, и по продолжительности «царствования» был символизм. Под его знаком прошли 90-е годы 19 века и начальное десятилетие 20 века.

 

            1. Символизм

 

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества.

Творчество в понимании  символистов — подсознательно-интуитивное  созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика В. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

            1. Акмеизм

 

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие  символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие  на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон», издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus — ясность).

Другим «предвестником» акмеизма можно считать И. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после  публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Информация о работе Поэзия серебряного века