Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:38, реферат
Тайна смерти и посмертного существования была одной из определяющих идей языческого мировоззрения. Не случайно "со времени появления человека и до настоящего времени ни одно явление не вызывало в нем столько сильных эмоций и такого напряженного процесса мысли, как смерть, это странное, непонятное явление.
Введение…………………………………………………………………….3
Погребение у древних славян ………………………………………….....4
Обычаи христианского погребения в старой России ………………..….6
Современный обряд погребения и поминовения ………………………12
Список литературы……………………………………………………….15
После выноса
покойного на улицу оставшиеся
дома женщины мыли полы. Некоторые
считали необходимым вымыть
Положение
во гроб сопровождалось
Когда гроб готовились опустить в могилу, крышку приподнимали, и все должны были подходить к телу и целоваться с мертвым - впрочем, позволялось и прикладываться к гробу. Жена должна была вопить и причитать, а плакальницы показывали свое искусство хором. Священник давал в руки мертвого отпустительную грамоту. После опущения гроба в могилу все целовали образа, а потом ели кутью - непременно каждый три раза; прежде всех подходила к кутье жена, за нею - дети, потом - родственники и все посторонние.
Зимою не спешили хоронить. Особенно знатных и богатых предавали земле иногда только на восьмой день. Тело выносили в холодную церковь, духовенство служило каждодневную литургию и панихиды целую неделю. Для бедных людей и даже среднего состояния было слишком дорого нанимать копать могилу зимой; поэтому мертвецов ставили в усыпальницы или притворы при колокольнях и там хранили до весны. Весною семейства разбирали своих мертвецов и хоронили на кладбищах.
Кладбища располагались отдельно за городом, но часто хоронили близ церквей в селениях и посадах. По понятию русских, место для кладбища было свято, и тревожить прах мертвых считалось преступлением.
В глубокой
древности существовал обычай
хоронить покойников под
Утопленников
и удавленников не хоронили
на кладбищах; напротив, существовало
даже верование, что если где-
В христианском похоронном обряде отражено древнее поверье о том, что самоубийцы (умершие не по божьей воле), утопленники и все те, кто был похоронен без священников, превращались в вурдалаков, которые по ночам выходят из могил, нападают на людей, скот и высасывают у них кровь. Этими вурдалаками, или упырями, пугали детей и взрослых, и тем самым усиливали страх перед мертвецами.
Вообще, у всех сословий сорок дней после смерти определялось на поминовение. Семейные нанимали духовных читать псалтырь по усопшим. Чтение это у иных происходило в двух местах разом: в доме, где умер покойник, и на могиле; для этого устраивался на могиле деревянный голубец (по В. Далю - могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой), покрытый сверху рогожею; там стоял образ, и каждое утро при зажженной свече монах или церковный дьячок читал псалтырь. Семейные носили скорбное платье цвета черного или синего, и непременно худое и продранное; быть одетым опрятно и прилично в это время считалось неуважением к памяти усопшего. Вместе с молитвами об усопших отправляли кормы, или поминальные обеды: таких было, смотря по обстоятельствам и желанию семейных, не менее двух и не более четырех - в третий, девятый и двадцатый и, наконец, очистительный в сороковой день, так называемые сорочины: тогда снимали траур. Чаще всего поминали три раза; толковали, что троекратное поминовение совпадает с переменами, какие испытывает тело покойника в гробу: в третий день изменяется его образ, в девятый распадается тело, в сороковой истлевает сердце.
Соблюдению
траура как элементу похоронно-
Вот какие
рекомендации по соблюдению
Во время
глубокого траура женщины
При обыкновенном
трауре креповая вуаль
Только при
полутрауре допускались,
У пожилых женщин, имевших несчастье сделаться вдовой, траур становился обычно постоянной одеждой. Им уже не следовало больше надевать светлые платья.
Вдовцу хороший
тон предписывал носить траур
наполовину более короткий
Во время траура
необходимо было следить не только
за своей одеждой, но и за своим
поведением. Во время глубокого траура
не следовало появляться на концертах,
в театре и других увеселениях, а
также устраивать у себя дома вечера
и приемы. Следовало быть в равной мере
сдержанным как в выражении своего веселья,
радости в эти дни, так и в чрезмерно открытом
выказывании своего горя.
Современный обряд погребения и поминовения
Погребальные обряды, совершаемые над телом православного христианина, основаны на внушениях церкви и ведут свое начало от богопросвященных апостолов и первых христиан.
Тело умершего
тотчас же после смерти
После омовения покойного одевают в новые светлые чистые одежды. Обязательно надевают крест. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выездом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку полагают икону (или крест), для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Перед положением умершего в гроб тело и гроб извне и внутри кропят святою водою. На лоб кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят на отпевание. Некоторые покупают его для себя заранее. Под плечи и голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего головой к иконам. Вокруг гроба зажигают свечи (или свечу) в знак того, что умерший перешел в область света - в загробную жизнь.
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу.
В храме
гроб с телом ставят посреди
церкви лицом к алтарю, и по
четырем сторонам гроба
В могиле
умерший полагается лицом к
востоку (в ожидании
Крест - символ спасения - возвышается над могилою христианина (он ставится в ногах). Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.
В советский период в России появился обычай украшать гробы умерших цветами, приносить к гробу венки с посвятительными надписями, а затем с этими венками провожать покойников на кладбище. Святейший Синод признал этот обычай чуждым уставам Православной Церкви. Возможно только возложение венков на гробы, но в этом случае на венках не должно быть никаких надписей.
Запрещается
Православной Церковью и
После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.
Поминовение
по усопшим родственникам у
русских справляли, как
На обед
приглашались все, кто
Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины.
Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.
Если поминки
(3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся
на время Великого Поста, то
в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста
на поминки никого не
Список литературы:
1. Брудная Л.И., Гуревич
3.М., Дмитриева О.Л. Энциклопедия обрядов
и обычаев. Спб., "РЕСПЕКС", 1996 г.
2. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
3. Рязанцев С. Философия смерти. - СПб: Спикс, 1994.-319 с.