Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:49, реферат
Цель: показать виды и примеры захоронений , попытаться объяснить их порядок и смысл.Структура: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение……………………………………………………….…….…..…2 стр.
Глава 1. Ритуал погребального обряда в эпоху бронзы…………….…3стр.
Глава 2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе................………..….……6стр.
Глава 3. Основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья .……..............……………………...…..8стр.
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение………………………………………………………………...21стр.
Список литературы…………………………………………………….…22стр.
Содержание:
Введение……………………………………………………….
Глава
3. Основные
структуры погребального
обряда эпохи средней
бронзы степного Предкавказья
.……..............……………………...….
Глава4. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы…………….17стр.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В эпоху бронзы началось производственное освоение металла, в том числе и золота. Появление новых форм пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству. Развитие мотыжного земледелия. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно. Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Из-за этого происходит крушение матриархального рода и на смену ему пришли патриархальные семейно-родовые отношения. Не осталась без изменения и духовная жизни людей , в которой также прошел ряд изменений. Это отразилось и в погребальных обрядах и в манере захоронений. Начинается «мифологическая» стадия развития первобытного сознания, возникает представление о двойственности мира, о душе, формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в том числе психофизиологического, расширяются представления человека о загробной жизни, а в связи с этим расширяется и погребальный инвентарь.
Я рассмотрела эпоху бронзы на примере параллелей развития погребальных обрядов в эпоху ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе также я затронула основные структуры погребального обряда эпохи средней бронзы степного Предкавказья , а в поздней бронзе я рассмотрела погребения с навершиями булав.
Задача исследования: рассмотреть примеры археологических находок эпохи бронзы и понять их ритуальное предназначение.
Цель: показать
виды и примеры захоронений , попытаться
объяснить их порядок и смысл.Структура:
данная работа состоит из введения, 4 глав,
заключения, списка литературы и приложения.
1.
Ритуал погребального
обряда в эпоху
бронзы
К настоящему времени накоплен большой материал о погребальном обряде различных культур эпохи бронзы. Одним из атрибутов обряда являлось использование красящих веществ минерального и органического происхождения. Обычно это охра различных оттенков красного спектра. Черная краска представлена углем растительного или животного происхождения, в качестве белой краски использовался мел, белые породы глин. В археологической науке значение этой цветовой триады пока не определено. Всестороннее изучение данной стороны погребального обряда: значение красок, их символика и социальная обусловленность - позволяет объяснить некоторые стороны космологических, мифологических, религиозных представлений носителей древних археологических культур.
Наиболее раннее использование красок человеком относится к эпохе среднего палеолита. Краски, обычно красная и ее оттенки, применялись в различных целях, в том числе и в погребальном обряде. Значение погребального обряда, как «наивно-реалистическое» представление о продолжении жизни после смерти в ее реальных формах предопределяло использование охры, как «наивно-реалистический» акт, символизирующий кровь. Белый, черный, красный цвета во всех археологических и этнографических культурах имеют множество обозначений и значений. Они ассоциируются с определенными жидкостями, истечениями, выделениями человеческого тела и берут свою символику из процессов родов, вскармливания, выделения, что всегда связано с наличием крови, молока, нечистот. Поэтом употребление и значение красок в ритуалах и обрядах палеолитического человека тесно связано с его физиологией и являлось «наивно-реалистическим» воплощением принципа соответствия. Человеческий организм и важный для его существования опыт послужили источником цветовой классификации. Восприятие, последующее осознание и объяснение цветовой триады было следствием изначального психофизиологического опыта человека и носило общечеловеческий характер.
В эпоху энеолита-бронзы происходят значительные социально-экономические изменения в человеческом обществе, соответственно развиваются космологические и мифологические представления, идет постепенный процесс превращения «наивно-реалистического» миропонимания в зародыш религии. Прежнее мировосприятие постепенно прикрывается мифологической оболочкой. Начинается «мифологическая» стадия развития первобытного сознания, возникает представление о двойственности мира, о душе, формируется концепция другого мира, влияющего на человеческое бытие и постепенно его подчиняющего. Формируется мифологическое объяснение различных сторон бытия и в том числе психофизиологического общечеловеческого опыта и его отражения - цветовой триады. Использование красок в погребальном обряде (в частности, охры), хотя и несет прежнюю семантическую нагрузку, но она уже деформирована новым «мифологическим» уровнем человеческого сознания. В результате, цветовая триада обожествляется, связывается с положительными и отрицательными сторонами человеческой жизни, сторонами света, с трехчленным делением мира. Мифологическое мировоззрение на своем завершающем этапе формирования становится сознательным и получает отражение в литературных памятниках.
Исследование археологических культур эпохи бронзы юга Украины позволило сделать вывод о принадлежности их носителей к индоевропейскому населению. Соответственно обосновывалась правомочность привлечения древнеиндийских письменных источников для изучения космологии, мифологии носителей ямной, катакомбной и других археологических культур. Изучение идеологических представлений по древнеиндийскому эпосу помогает приблизиться к пониманию их духовной культуры и внутреннего мира и в некоторой мере, хотя и гипотетично, объяснить существующий археологический материал, в частности: использование и значение охры в погребальном обряде.
Определенная роль в древнеиндийской мифологии отводится цветовой символике. В главе «Махабхараты» «Теология Вишну» показано значение цвета для жизни и судьбы человека. Согласно представлениям древних индийцев (индоевропейцев) душа бессмертна, она постоянно переселяется из одного тела в другое, но жизнь в любом теле связывалась со страданием и каждое новое воплощение считалось злом. Благом считалось прекращение возрождений, т. е. достижение освобождения и совершенства. Полагалось, что путь для людей определяется цветом и каждая стадия перевоплощения носит определенный цвет. Пребывание души в человеческом состоянии соотносилось с красным или светло-желтым цветом, в зависимости от содеянного и стремления к освобождению. Поэтому находящийся в красном цвете подлежит возвращению в мир людей до тех пор, пока не приблизится к освобождению. Состояние освобождения связывалось с белым цветом.
Таким образом, данный миф некоторым образом
объясняет употребление охры в погребальном
обряде эпохи энеолита-бронзы. Так как
человек совершает в жизни различные поступки,
то его душа не может быть только праведной
или грешной, а соответственно, чтобы достигнуть
совершенства и освобождения, она должна
многократно побывать в человеческом
состоянии и в каждом своем бытии становится
лучше, приблизиться к полному освобождению
и больше не возвращаться в этот мир. Покрытие
покойников охрой (в частности, в ямной
археологической культуре), а соответственно
придание им красного цвета, могло преследовать
цель повторного возвращения их душ в
человеческое состояние, в мир людей.
2. Параллели развития погребальных обрядов эпохи ранней бронзы в Приазовье и на Западном Кавказе
Определённая взаимосвязь прослежена в сфере погребального обряда. Однако, причины изменения таких значимых его характеристик, как поза и ориентировка умерших, происхождение различных вариантов погребальных сооружений - всё это установлено весьма фрагментарно. Но иначе и не может быть, так как изучаемые древности Нижнего Подонья составляют лишь часть того локально-хронологического контекста, в рамках которого происходило развитие погребальных обрядов эпохи бронзы Предкавказья и, в частности, катакомбного обряда.
Видоизменения категорий инвентаря и элементов обряда, по всей вероятности, относительно независимы друг от друга. Лишь перемены в составе инвентаря могут быть обусловлены сменой погребального ритуала. Поэтому специфика имеющихся источников (исключительно погребения) позволяет сосредоточиться на исследовании погребальных традиций. Как и в случае с предметами материальной культуры, анализ обряда требует сначала хронологической организации данных, а затем выявления сходства и различий: в чём сохраняется традиция и в чём выражается новация.
Поскольку основные разновидности погребального обряда
(ямный,
подбойный, катакомбный)
1. Положение в кургане;
2. Тип погребального сооружения;
3. Поза и ориентировка костяка;