Подвиг поэзии военных лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 12:57, реферат

Описание работы

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Содержание

1.Введение
2.Русская литература-тема войны, тема Родины
3.Судьба человека на войне
4.Заключение
5.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 21.32 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский  государственный университет инженерной экологии

Кафедра социологии 
 
 

Реферат по культурологии

на тему:

«Подвиг поэзии военных лет»  

Выполнил: студент группы К-14

Хроленко И.В.

                                            Проверила: преподаватель

Панкова Г.Г. 
 
 
 
 
 

Москва 2009г.

План

1.Введение

2.Русская литература-тема  войны, тема Родины

3.Судьба человека  на войне

4.Заключение

5.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Великая Отечественная  война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей  прозвучали такие слова: «Каждый  советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю  свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим  народом и боль отступления, и  радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго  до победы, писал: «Свой добрый век  мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной  жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали. 

О, книга! Друг заветный! 

Ты в вещмешке бойца 

Прошла весь путь победный 

До самого конца. 

Твоя большая правда 

Вела нас за собой. 

Читатель твой и  автор 

Ходили вместе в  бой. 

Русская литература-тема войны, тема Родины 

Русская литература периода ВОВ стала литературой  одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.

Сурков), а вся  литература в целом, по меткому выражению  А. Толстова, была

"голосом героической  души народа". Лозунг "Все силы  – на разгром врага!" непосредственно  относился и к писателям. Писатели  военных лет владели всеми  родами литературного оружия: лирикой  и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались  центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших  военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных  сцен на фронте и в тылу. Многие стихи  переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"

Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и  читателей свидетельствовали о  том, что в годы войны между  поэтами и народом установился  невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа

– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,

Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и  беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось  чувство отчизны. Оторванные от любимых  занятий и родных мест миллионы советских  людей как бы по-новому взглянули  на привычные родные края, на дом, где  родились, на самих себя, на свой народ.

Это нашло отражение  и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве

Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине

Исаковского.

Видоизменился в  лирике военных лет и характер так называемого лирического  героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: 

Впору поднять десяти поколеньям 

Тяжесть, которую  подняли мы. 

(писал в своих  стихах А.Сурков) 

Любовь к отечеству  и ненависть к врагу – это  тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в  годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени  были: Николай Тихонов,Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский,Константин Симонов.

В поэзии военных  лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую

(баллады, поэмы)

В годы Великой Отечественной  войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она  представлена публицистическими и  очерковыми жанрами, военным рассказом  и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод

Вишневский, Николай  Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к  фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли  фашистской лживой пропаганде большую  человеческую правду.

В сотнях статей приводились  неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья

Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

Публицистика оказала  огромное влияние на все жанры  литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир  впервые узнал о бессмертных  именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге  молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень  распространен в 1943-1945 годах был  очерк о подвиге большой группы людей.

Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились  причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют  очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"

Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

Судьба  человека на войне

В годы Великой Отечественной  войны создавались и такие  произведения, в которых главное  внимание обращалось на судьбу человека на войне.

Человеческое счастье  и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в

Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась  повесть о войне В. Некрасова  «В окопах Сталинграда».

Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего  под Сталинградом все долгие дни  и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о  войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать  нравственно-философские истоки подвига  солдата. Читатель увидел в повести  великое испытание, о котором  написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью  войны. Это была одна из первых попыток  психологического осмысления подвига  народа.

Заключение

Война стала для  всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют  нравственную суть, «она (война) как  лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у  которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной  войны. Герои повести В. П. Некрасова  живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом  сорок втором происходят события  повести В. Кондратьева

«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат.

В. Кондратьев так  же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и  талантливо. Герой повести В.

Кондратьева Сашка  очень молод, но он уже два месяца на передовой, где

«просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и  будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И  Сашка ночью поползет туда, чтобы  добыть своему ротному командиру  валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что  их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое  воплотились самые лучшие черты  народного характера: мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность  размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились  еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал».

«История Сашки  — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в  самом трудном месте на самой  трудной должности — солдатской», — писал о герое Кондратьева  К. М. Симонов.

Тема подвига человека на войне получила свое развитие в  литературе послевоенного времени. 

Использованная  литература:

Информация о работе Подвиг поэзии военных лет