Пифагорейский союз; мистики, философы, учёные

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 01:54, реферат

Описание работы

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

Содержание

1. Введение -3-
2. Создание Пифагорейского союза -4-
3. Представители пифагорейской школы -8-
4. Учения пифагорейцев -10-
5. Заключение -16-
6. Список использованной литературы -18-

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии - Пифагорейский союз; мистики, философы, учёные.doc

— 99.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание:

 

1. Введение                                                                -3-

2. Создание Пифагорейского союза                         -4-

3. Представители пифагорейской школы                -8-

4. Учения пифагорейцев                                           -10-

5. Заключение                                                            -16-

6. Список использованной литературы                  -18-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Пифагорейский союз был основан Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовал до начала IV в. до н.э., хотя гонения на него начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.

Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание..Согласно воззрениям пифагорейцев, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение очищения от наследия ранних этапов развития.

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание Пифагорейского союза

 

Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г. , скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - "нравственном" смысле. Пифагор попытался создать "аристократию духа" в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит "владычество лучших".

Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово "Пифагор" означает "убеждающий речью".

Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение". Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. "Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать".

Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорейцами, эзотериками, математиками), а вторую - подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе - главным образом исследованиями в области геометрии. Для акусматиков придумывались своего рода пословицы, или акусматы, легко запоминаемые и отражающие основные ключевые позиции философии Пифагора. Вот некоторые из них:

„  Что самое праведное? -- Жертвовать.

    Что самое мудрое? -- Наука врачевания.

    Что самое прекрасное? -- Гармония.

    Что самое сильное? -- Мысль.

    Что самое лучшее? -- Счастье.

    Какое высказывание можно считать самым правдивым? -- Что люди злы“.

 

 

Нравственные принципы и заповеди Пифагора

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города - смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - "Золотые стихи". Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев.

Солон был законодателем афинян.

Нума был законодателем римлян.

Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пифагоровских заповедей:

- Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

- Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

- Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

    Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.

  

 

Образ жизни пифагорейцев

       Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

 

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.

 

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

 

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

 

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии . Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин "калокагатия",обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла к древним римлянам.

Пифагорский образ жизни определялся тем, что нет зла большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми, в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни - подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Представители пифагорейской школы

 

   Ключевой фигурой для истории древнего пифагореизма является Филолай, и историю школы удобно представить разделенной на ранний этап (ок. 530–430 до н.э.), до Филолая, и поздний (ок. 430–330 до н.э.), от Филолая до исчезновения школы. Древние источники перечисляют более двухсот членов пифагорейской школы, наиболее яркие представители: Алкмеон, Гиппас, Гиппон, Феодор из Кирены, Филолай, Архит. В ходе демократического движения сер. 5 в. до н.э. многие пифагорейцы были убиты, другие бежали в Грецию. Центрами пифагореизма в это время становятся Фивы, Сицилия, Тарент, были пифагорейцы и в Афинах.

    Реконструкция древнего пифагореизма опирается на источники 4 в. ( Платон и платоники, Аристотель, Аристоксен, Дикеарх, Евдем и Теофраст).

    Древние пифагорейцы разрабатывали различные области знания: космогония и учение о противоположных началах (Алкмеон, Менестор и Филолай, Гиппас и Гиппон), учение о душе-гармонии (разработано Филолаем), медицина и физиология (Алкмеон, Гиппон), ботаника (Менестор, Гиппон), математика (Филолай и Архит), с которой связаны одни из самых известных достижений пифагореизма: создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр), теория чисел. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет. На стыке гармоники и физики возникло знаменитое пифагорейское учение о “гармонии сфер”: так как всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает движение, в том числе и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, планеты и звезды издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости.

   После смерти основателя школы Пифагора, его последователями он был возвеличен как герой и чудотворец, помнивший не только свои перерождения, но и жизни других; якобы он предсказывал землетрясения, останавливал моровую язву, отвращал ураганы, укрощал морские волны. Поздние авторы приводят сведения, согласно которым, приверженцы основанной им школы до знакомства с основами учения придерживались пятилетнего обета молчания, были разделены на ученых “математиков” и слушателей “акусматиков”, у них была общность имущества, а все свои открытия они приписывали Пифагору. А высшим божеством они считали священную тетрактиду (“четверице”), которая выражается суммой первых четырех чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Метемпсихоз, учение о переселении души в новое тело после смерти, общий в пифагореизме с орфизмом.

В конце 5 в. софист Анаксимандр из Милета (младший) собрал в своем Толковании пифагорейских символов традиционные максимы (Что есть море? – Слезы Кроноса. Что самое мудрое? – Число) и десятки табу (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам и др.). Известны запреты на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы. Традиция о “символах” была очень популярна, а в эпоху эллинизма подобная трактовка пифагореизма породила массу псевдэпиграфов, приписываемых Пифагору и его последователям. Эта литература, соединявшая популярную философию с пифагоризирующим платонизмом, подготовила почву для неопифагореизма (1 в. до н.э.). Неопифагорейцы считали себя преемниками древних, но их основными источниками, кроме псевдэпиграфов, был платонизм в сочетании с интересом к магии и религиозным таинствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Учения пифагорейцев

 

Религиозно-философское учение

В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: "акусмата" (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и "математа" (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Пифагорейцы имели множество символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования:

- Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)

- Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)

- Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)

- Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др.

Информация о работе Пифагорейский союз; мистики, философы, учёные