Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:18, контрольная работа
Эволюционизм как концепция основывался на нескольких простых положениях. Человечество - единый вид. Природа человека везде одинакова. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами объясняются прежде всего степенью их развитости. Путь, пройденный европейскими народами, является общим для всего человечества.
Введение
Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре.
Первые эволюционистские теории культур
Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора
Критика теории анимизма
Эволюционизм Г.Спенсера
Заключение
Анализируя
процесс развития в истории, Г.Спенсер
выделял две основные его части:
дифференциацию и интеграцию. Развитие
начинается с количественного роста -
увеличения объема и числа составляющих
элементов культуры. Количественный рост
ведет к функциональной и структурной
дифференциации целого ("сверхорганизма",
культуры). Эти структурные части становятся
все более непохожими, начинают выполнять
специализированные функции и требуют
некоего механизма согласованности в
виде различных культурных установлений.
По мнению Г.Спенсера, развитие культур
в целом идет в направлении их интеграции,
объединения в некую целостность. Г.Спенсер
ввел в научный оборот понятия "структура"
(общества, культуры), "функция", "культурный
институт". Его считают также предшественником
функционализма в изучении культур.
Заключение
Проанализировав первые теории культуры, хотелось бы подчеркнуть одно обстоятельство. Та или иная теория культуры, будучи какое-то время популярной, не пропадает бесследно, подобно исчезнувшим культурам. Она просто уходит на второй план, занимает свою "экологическую нишу" в культурологии. Таким образом сам процесс развития теорий культур не является линейным и не есть переход от одних типов объяснения к другим. Это многонаправленный процесс, нередко параллельного развития концепций культур. Именно благодаря совокупности всех подходов и направлений развивалась культурология.
В начале
XX в. эволюционизм утратил доминирующее
положение в культурологии. Он выполнил
свое назначение - утвердил новый взгляд
на развитие культур, и особенно на
эволюцию такого их важного элемента,
как религия. Идеи эволюционизма в последующую
эпоху вновь и вновь востребовались исследователями
культур. Они составили основу концепции
основателя культурологии Л. Уайта, в обновленном
виде предстали в теории Дж. Стьюарда и
М. Салинса.
Список используемой литературы:
1. Велик Л.П. Социальная форма движения. М.,1982.
2. Введение в культурологию. Воронеж,1994.
3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.
4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Д., 1995.
5. Орлова Э.А.
Введение в социальную и
6. Работы Л.А.Уайта по культурологии. М.,1996.
7. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.q