Первое поселение на территории Украины. Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, реферат

Описание работы

Существуют различные мнения о происхождении трипольской культуры. По В. Хвойкой, например, это было автохтонное население (предки славян), жившее на территории Среднего Приднепровья. [1] Есть такое мнение абсолютно верным? Ведь автохтонный культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В. Даниленко, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской.

Работа содержит 1 файл

трип.к-ра).doc

— 52.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                    Кафедра истории и украиноведения 
                     
                     

РЕФЕРАТ

На тему: «Первое поселение на территории Украины.

Трипольская культура» 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка Ι курса

                    213 группы

                    Гаврилюк Алена 
                     
                     
                     
                     

Луганск 2011

     Существуют  различные мнения о происхождении  трипольской культуры. По В. Хвойкой, например, это было автохтонное население (предки славян), жившее на территории Среднего Приднепровья. [1] Есть такое  мнение абсолютно верным? Ведь автохтонный культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В. Даниленко, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской.

      Периодизация  трипольской культуры 

По В. Хвойкой  трипольская культура является мостиком между эпохами камня и бронзы, поэтому верно было бы выделять в ней 2 периода: первый связан с каменным веком, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование орудий труда из кремня или камня. В настоящее время более развито земледелие, а скотоводства почти нет. Более развитыми отраслями были охота, рыболовство, собирательство. Селились преимущественно возле воды, в землянках или наземных глинобитных домах. Для этого поселения характерны такие поселения, как Лука-Врублевецкая, Бернашивка на Днестре, Пьянишкив возле Умани, Ленковцы, Солончаны и другие. Второй - период использования орудий труда и оружия из меди, менее примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые отношения, хотя есть мнение, что такие отношения возникли раньше вследствие того, что мужчины уже тогда играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия требовал больших затрат сил, что было невозможно для женщины. Наиболее крупными поселениями того времени были Усатово (около современной Одессы) и круг Городская (Житомирская область)

      Существует  также другой тип периодизации Т. Пассека, который состоит из трех этапов: раннего, среднего и позднего в зависимости от зарождения, расцвета или упадка цивилизации. Эта периодизация касается трипильско-кукутенськои сообщества,

      Жилья 

      На  территории Триполья встречалось два  типа жилищ. 

      Во-первых, это землянки. Землянками назывались углубленные жилища глубиной 0.6-1.5м, которые состояли из жилой части и хозяйственных ям. В плане эти "здания" напоминали напиввисимку или восьмерку. Стены их были пологие, дно неровное. В каждом из таких жилищ находилось по два-три очага. 

      Во-вторых, это наземные глинобитные жилища. Это был большой дом метров в 20, состоявший из 4-5 комнаток-камер, в каждой из которых была печь. Также было 2 камеры без печей: одна - «сени», другая - амбар для зерна. В камере с печью налево против печи помещалось повышении с посудой, против входа - жертвенник в форме греческого креста, а над ним - маленькое округлое окно. Техника строительства таких жилищ была на высоком уровне развития. Место для строительства сглаживали, а потом на эту поверхность клали деревянные плахи, которые обмазывались глиной, иногда несколько раз. Потом эту глину обжигали. Кровля имела 2 склоны и обмазувалась соломой. Такие здания нередко располагались кругом, что могло указывать на существование у трипольцев первых религиозных верований. [7] 

      Назначение  этих жилищ все еще неясно. Так, В. Хвойка считал, что глинобитные жилища были сооружениями поховного характера, «домами мертвых". По В. Збенович, наоборот, глинобитные здания были стационарными жилищами трипольцев, а землянки строились лишь на раннем этапе основания поселения. [8] 

      Хозяйство 

      Земледелие 

      Эта отрасль хозяйства была наиболее у трипольцев, особенно в ранний период. Даже тогда обрабатывалось не менее четырех виды сельскохозяйственных культур (в основном пшеница, рожь, овес). Участки находились близко от поселений. Было известно мотыжное земледелие. Кроме мотыг, произведенных с Лосяч или оленьего рога использовались и серпы, но их найдена небольшое количество, поэтому, возможно, земледельцы в основном собирали колосья руками. [9] Конечно, экстенсивное ведение хозяйства приводило к истощению почв, и поэтому трипольцам приходилось каждые 30-60 лет оставлять основаны поселения и осваивать новые земли. [10] 

      Для переработки продуктов земледелия использовались зернотерки, которые  состояли из двух частей, верхнего и  нижнего камней. Вероятно, это было работой для женщин, и доказательством тому являются найденные в трипольских домам фигурки женщин, мололи зерно (см. ссылку 9). 

      Скотоводство 

      Конечно, земледелие всегда оставалось для трипольцев основным видом хозяйства, но оно  благодаря нечастым урожаям не могло в полной мере удовлетворить потребности племен. Поэтому параллельно с земледелием развивалось скотоводство, а также такие невидтворюючи виды хозяйства, как рыболовство, охота, собирательство. 

      О существовании скотоводства свидетельствуют находки костей животных. Так, на Коломыйщине найдены кости быков, а также коров и овец (хотя их количество было значительно меньше), а в Халепье и Усатого - свиней. Также вероятно, что к тому времени уже был прирученный конь, а также собака. О существовании скотоводства свидетельствует и нахождение таких керамических изделий, как сосуды со стенками в дырах. Вероятно, что они использовались для изготовления творога и сыра [11] 

      Также, помимо костей, был найден мифологические изображения таких существ. Так, например, это фантастические фигуры быков с когтями с Петрен, выполненные черной краской, что говорит, возможно, о том, что у трипольцев, как и в средиземноморских народов, существовал культ быка. [12] 

      Охота 

      Эта отрасль хозяйства играла заметную роль на раннем этапе развития трипольской культуры, хотя меньшую по сравнению с охотой. Об этом говорит тот факт, что костей диких животных найдены в два раза меньше чем домашних (см. ссылку 13). Охотились трипольцы в основном на благородного оленя, лося, косулю, бобра, зайца, используя при этом такие орудия, как наконечники стрел из кремня, скребки, каменные топоры-клинья. 

      Занимались  также и рыболовством, и это  тоже было характерно более на раннем этапе, поскольку для этого были благоприятные условия (поселения у рек). Ловили в основном щук, сомов, осетров. [13] 

      Собирательство 

      Трипольцы собирали в основном ракушки пресноводных моллюсков, остатки которых найдены  в кучах мусора возле домов, которые  еще называют "ракушечными кучами". Очевидно эти ракушки варили, а потом их мясом кормили свиней. В древности раковины использовались также для росписи, украшений. 

      Собирались  также желуди, которые сушились в  закрытых печах, растирались на зернотерках  и примешивались в тесто. [14] 

      Прядение  и ткачество 

      Эта отрасль была непосредственно связана  со скотоводством, и поэтому логично, что, как и скотоводство, получила свое развитие в поздний период трипольской  культуры. Уже тогда ткани пидкладалися под дно керамических изделий, чтобы  их легче было вылепить (Петрен), была известна вязкая простого чулочного типа, а материи производились двух видов - полотна и ковры; также, вероятно, трипольцы умели плести сети [15] 

        Керамика 

      Керамика  трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия - просто произведение искусства для того времени. 

      Керамическая  посуда того времени изготавливался из гончарной глины с примесями  кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарного круга на твердой основе, толщина  его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большой посуда лепилась из двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной до росписи и обжига червсоною краской. 

      Посуда была расписным и нерозписним. 

      Расписная делился на: 

      Изготовлен  в одну краску. Преимущественно она  была черной. 

      Биохромний. Посуда в одну черную краску обводился  белой или красной. 

      Полихромная. 

      Нерозписним был преимущественно посуда для  приготовления пищи, который, к тому же, еще и был с более толстыми стенками, цветом после обжига от серовато-коричневого до темно-красного. [16] 

      Кроме краски на посуду наносился еще и  орнамент. На ранних этапах трипольской  культуры это был углубленным  спиральный орнамент (похожий на орнамент техники камарес минойского Крита) и канельований. Позже канельованои керамики уже нет, зато встречается керамика с менее углубленным орнаментом, а также росписью. Поздний период характеризуется появлением веревочного и штамповой орнамента, характерных для культур эпохи бронзы. Посуда для приготовления пищи украшали очень бедным орнаментом; это были изображения людей и животных [17] 

      Духовная  культура и представления трипольцев 

      Статуэтки и изображения 

      Трипольские изображения были преимущественно женскими, лишь изредка мужскими. Почему так? Скорее всего, это связано с идеями матриархата. Каково назначение этих фигур, также остается для нас загадкой. Или это были "детские игрушки", или, может, культовые фигурки, которые закладывались в фундамент с целью защитить себя от злых духов? Ни одна из этих теорий точно не доказана, поэтому сказать тут просто нечего. 

      Фигурки были стоячими и сидячими. В сидячих  круглое лицо, рук не было, и ноги отделены друг от друга. Стоячие отличались тем, что имели волос. 

      Эти фигурки у трипольцев размещались  около печи-очага [18] 

      Захоронение  

      Захоронения, вероятно, относится к одной из обрядовых действий трипольцев, которую  мы можем исследовать наиболее детально из всех остальных.  

      И это касается поздних захоронений, где, в отличие от ранних, труп не сжигался, а прятался в скорченном виде. Таковы были известны, например, в Южном (Красная Слободка), Херсоном (Белозерка), в Усатого. В центре скрывался глава семьи (тогда это был уже человек), а около него - жена и дети. Этот курган был окружен другими курганами из камней (кромлехи), где были похоронены изображения людей и животных. Кроме того, существовали еще и ямы для других членов родовой организации, умерших на стороне - так называемые кенотафы.  

      Что же могло это символизировать? Видимо, у поздних трипольцев уже существовало представление о том, что человек из одного мира переходила в другой, перенароджувалась, и поэтому прятали ее в скорченном виде, напоминавший эмбрион [20]  

      Как исчезла трипольская культура  

      До  сих пор неясно, как исчезла  трипольская культура. Советские  ученые Т. Пассек и Т. Билановська  вообще обходят этот вопрос, говоря только о взаимосвязях трипольцев с  племенами среднеднепровской культуры на Востоке, Волынско-Подольской мегалитической культуры - на западе, позднеленточной и шнуровой керамики на северо-западе. [5]  

      Мне известна пока одна теория исчезновения трипольцев. Это смешение их с другими  племенами. Какими? По В.Г. Збенович это  якобы племена среднеднепровской  культуры на востоке, поскольку их керамика и бытовые вещи очень похожи на те, которые производились некогда трипольцами [6] 

Информация о работе Первое поселение на территории Украины. Трипольская культура