Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 11:38, реферат
Существуют различные мнения о происхождении трипольской культуры. По В. Хвойкой, например, это было автохтонное население (предки славян), жившее на территории Среднего Приднепровья. [1] Есть такое мнение абсолютно верным? Ведь автохтонный культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В. Даниленко, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской.
МИНИСТЕРСВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ЛУГАНСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
истории и украиноведения
РЕФЕРАТ
На тему: «Первое поселение на территории Украины.
Трипольская
культура»
Выполнила:
студентка Ι курса
213 группы
Гаврилюк
Алена
Луганск 2011
Существуют различные мнения о происхождении трипольской культуры. По В. Хвойкой, например, это было автохтонное население (предки славян), жившее на территории Среднего Приднепровья. [1] Есть такое мнение абсолютно верным? Ведь автохтонный культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В. Даниленко, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской.
Периодизация
трипольской культуры
По В. Хвойкой трипольская культура является мостиком между эпохами камня и бронзы, поэтому верно было бы выделять в ней 2 периода: первый связан с каменным веком, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование орудий труда из кремня или камня. В настоящее время более развито земледелие, а скотоводства почти нет. Более развитыми отраслями были охота, рыболовство, собирательство. Селились преимущественно возле воды, в землянках или наземных глинобитных домах. Для этого поселения характерны такие поселения, как Лука-Врублевецкая, Бернашивка на Днестре, Пьянишкив возле Умани, Ленковцы, Солончаны и другие. Второй - период использования орудий труда и оружия из меди, менее примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые отношения, хотя есть мнение, что такие отношения возникли раньше вследствие того, что мужчины уже тогда играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия требовал больших затрат сил, что было невозможно для женщины. Наиболее крупными поселениями того времени были Усатово (около современной Одессы) и круг Городская (Житомирская область)
Существует также другой тип периодизации Т. Пассека, который состоит из трех этапов: раннего, среднего и позднего в зависимости от зарождения, расцвета или упадка цивилизации. Эта периодизация касается трипильско-кукутенськои сообщества,
Жилья
На
территории Триполья встречалось два
типа жилищ.
Во-первых,
это землянки. Землянками назывались
углубленные жилища глубиной 0.6-1.5м,
которые состояли из жилой части и хозяйственных
ям. В плане эти "здания" напоминали
напиввисимку или восьмерку. Стены их
были пологие, дно неровное. В каждом из
таких жилищ находилось по два-три очага.
Во-вторых,
это наземные глинобитные жилища.
Это был большой дом метров в 20, состоявший
из 4-5 комнаток-камер, в каждой из которых
была печь. Также было 2 камеры без печей:
одна - «сени», другая - амбар для зерна.
В камере с печью налево против печи помещалось
повышении с посудой, против входа - жертвенник
в форме греческого креста, а над ним -
маленькое округлое окно. Техника строительства
таких жилищ была на высоком уровне развития.
Место для строительства сглаживали, а
потом на эту поверхность клали деревянные
плахи, которые обмазывались глиной, иногда
несколько раз. Потом эту глину обжигали.
Кровля имела 2 склоны и обмазувалась соломой.
Такие здания нередко располагались кругом,
что могло указывать на существование
у трипольцев первых религиозных верований.
[7]
Назначение
этих жилищ все еще неясно. Так,
В. Хвойка считал, что глинобитные жилища
были сооружениями поховного характера,
«домами мертвых". По В. Збенович, наоборот,
глинобитные здания были стационарными
жилищами трипольцев, а землянки строились
лишь на раннем этапе основания поселения.
[8]
Хозяйство
Земледелие
Эта
отрасль хозяйства была наиболее
у трипольцев, особенно в ранний
период. Даже тогда обрабатывалось
не менее четырех виды сельскохозяйственных
культур (в основном пшеница, рожь, овес).
Участки находились близко от поселений.
Было известно мотыжное земледелие. Кроме
мотыг, произведенных с Лосяч или оленьего
рога использовались и серпы, но их найдена
небольшое количество, поэтому, возможно,
земледельцы в основном собирали колосья
руками. [9] Конечно, экстенсивное ведение
хозяйства приводило к истощению почв,
и поэтому трипольцам приходилось каждые
30-60 лет оставлять основаны поселения
и осваивать новые земли. [10]
Для
переработки продуктов
Скотоводство
Конечно,
земледелие всегда оставалось для трипольцев
основным видом хозяйства, но оно
благодаря нечастым урожаям не могло
в полной мере удовлетворить потребности
племен. Поэтому параллельно с земледелием
развивалось скотоводство, а также такие
невидтворюючи виды хозяйства, как рыболовство,
охота, собирательство.
О
существовании скотоводства свидетельствуют
находки костей животных. Так, на Коломыйщине
найдены кости быков, а также коров и овец
(хотя их количество было значительно
меньше), а в Халепье и Усатого - свиней.
Также вероятно, что к тому времени уже
был прирученный конь, а также собака.
О существовании скотоводства свидетельствует
и нахождение таких керамических изделий,
как сосуды со стенками в дырах. Вероятно,
что они использовались для изготовления
творога и сыра [11]
Также,
помимо костей, был найден мифологические
изображения таких существ. Так,
например, это фантастические фигуры быков
с когтями с Петрен, выполненные черной
краской, что говорит, возможно, о том,
что у трипольцев, как и в средиземноморских
народов, существовал культ быка. [12]
Охота
Эта
отрасль хозяйства играла заметную
роль на раннем этапе развития трипольской
культуры, хотя меньшую по сравнению с
охотой. Об этом говорит тот факт, что костей
диких животных найдены в два раза меньше
чем домашних (см. ссылку 13). Охотились
трипольцы в основном на благородного
оленя, лося, косулю, бобра, зайца, используя
при этом такие орудия, как наконечники
стрел из кремня, скребки, каменные топоры-клинья.
Занимались
также и рыболовством, и это
тоже было характерно более на раннем
этапе, поскольку для этого были
благоприятные условия (поселения у рек).
Ловили в основном щук, сомов, осетров.
[13]
Собирательство
Трипольцы
собирали в основном ракушки пресноводных
моллюсков, остатки которых найдены
в кучах мусора возле домов, которые
еще называют "ракушечными кучами".
Очевидно эти ракушки варили, а потом их
мясом кормили свиней. В древности раковины
использовались также для росписи, украшений.
Собирались
также желуди, которые сушились в
закрытых печах, растирались на зернотерках
и примешивались в тесто. [14]
Прядение
и ткачество
Эта
отрасль была непосредственно связана
со скотоводством, и поэтому логично,
что, как и скотоводство, получила
свое развитие в поздний период трипольской
культуры. Уже тогда ткани пидкладалися
под дно керамических изделий, чтобы
их легче было вылепить (Петрен), была известна
вязкая простого чулочного типа, а материи
производились двух видов - полотна и ковры;
также, вероятно, трипольцы умели плести
сети [15]
Керамика
Керамика
трипольцев является одной из лучших
в мире, а керамические изделия -
просто произведение искусства для того
времени.
Керамическая
посуда того времени изготавливался
из гончарной глины с примесями
кварцевого песка и ракушек пресноводных
моллюсков. Он лепился без гончарного
круга на твердой основе, толщина
его днища преобладала толщину стен, а
сами стены были неравномерной толщины
и не всегда правильной формы. Большой
посуда лепилась из двух отдельных частей.
Внешняя поверхность была ровной и покрывалась
нанесенной до росписи и обжига червсоною
краской.
Посуда
была расписным и нерозписним.
Расписная
делился на:
Изготовлен
в одну краску. Преимущественно она
была черной.
Биохромний.
Посуда в одну черную краску обводился
белой или красной.
Полихромная.
Нерозписним
был преимущественно посуда для
приготовления пищи, который, к тому же,
еще и был с более толстыми стенками, цветом
после обжига от серовато-коричневого
до темно-красного. [16]
Кроме
краски на посуду наносился еще и
орнамент. На ранних этапах трипольской
культуры это был углубленным
спиральный орнамент (похожий на орнамент
техники камарес минойского Крита) и канельований.
Позже канельованои керамики уже нет,
зато встречается керамика с менее углубленным
орнаментом, а также росписью. Поздний
период характеризуется появлением веревочного
и штамповой орнамента, характерных для
культур эпохи бронзы. Посуда для приготовления
пищи украшали очень бедным орнаментом;
это были изображения людей и животных
[17]
Духовная
культура и представления трипольцев
Статуэтки
и изображения
Трипольские
изображения были преимущественно
женскими, лишь изредка мужскими. Почему
так? Скорее всего, это связано с идеями
матриархата. Каково назначение этих фигур,
также остается для нас загадкой. Или это
были "детские игрушки", или, может,
культовые фигурки, которые закладывались
в фундамент с целью защитить себя от злых
духов? Ни одна из этих теорий точно не
доказана, поэтому сказать тут просто
нечего.
Фигурки
были стоячими и сидячими. В сидячих
круглое лицо, рук не было, и ноги
отделены друг от друга. Стоячие отличались
тем, что имели волос.
Эти
фигурки у трипольцев размещались
около печи-очага [18]
Захоронение
Захоронения,
вероятно, относится к одной из
обрядовых действий трипольцев, которую
мы можем исследовать наиболее детально
из всех остальных.
И
это касается поздних захоронений,
где, в отличие от ранних, труп не сжигался,
а прятался в скорченном виде. Таковы были
известны, например, в Южном (Красная Слободка),
Херсоном (Белозерка), в Усатого. В центре
скрывался глава семьи (тогда это был уже
человек), а около него - жена и дети. Этот
курган был окружен другими курганами
из камней (кромлехи), где были похоронены
изображения людей и животных. Кроме того,
существовали еще и ямы для других членов
родовой организации, умерших на стороне
- так называемые кенотафы.
Что
же могло это символизировать? Видимо,
у поздних трипольцев уже существовало
представление о том, что человек из одного
мира переходила в другой, перенароджувалась,
и поэтому прятали ее в скорченном виде,
напоминавший эмбрион [20]
Как
исчезла трипольская культура
До
сих пор неясно, как исчезла
трипольская культура. Советские
ученые Т. Пассек и Т. Билановська
вообще обходят этот вопрос, говоря
только о взаимосвязях трипольцев с
племенами среднеднепровской
Мне
известна пока одна теория исчезновения
трипольцев. Это смешение их с другими
племенами. Какими? По В.Г. Збенович это
якобы племена
Информация о работе Первое поселение на территории Украины. Трипольская культура