Первобытные верования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:56, доклад

Описание работы

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Долгий период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии возникают только у палеоантропов – старых людей, живших 80–50 тыс. Лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых погодных условиях. Их основным занятием была охота на больших животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить огромного зверя было нереально.

Содержание

* Зарождение религии.
* Мифология Австралии.
* Тотемизм.
* Магия.
* Фетишизм.
* Анимизм.
* Заключение.
* перечень литературы.

Работа содержит 1 файл

Первобытные верования.docx

— 22.93 Кб (Скачать)

Первобытные верования 

План 

  • Зарождение  религии.
  • Мифология Австралии.
  • Тотемизм.
  • Магия.
  • Фетишизм.
  • Анимизм.
  • Заключение.
  • перечень литературы.
 

Зарождение религии 

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Долгий период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии возникают только у палеоантропов – старых людей, живших 80–50 тыс. Лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых погодных условиях. Их основным занятием была охота на больших животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить огромного зверя было нереально. Орудия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, отлично защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые размещались в пещерах и служили, сразу жильем.

к примеру, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необыкновенной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Меж тем понятно, что некие племена земного шара (к примеру, папуасы берега Маклая на Новой

Гвинее) хоронили собственных  погибших связанными: руки и ноги покойника  привязывали лианой к телу, а потом  помещали его в небольшую плетеную корзину. Схожим образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в особых ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь возвратиться к жизни.

Этот обычай (сохранять  кости убитых животных) долго существовал  у народов

Севера и Сибири. 

В период позднего каменного  века (40-10 тыс. Лет назад) общество стало  более развитым, усложнились и  религиозные представления. В погребениях  кроманьонцев найдены не лишь останки, но и орудия труда и предметы быта.

погибших натирали охрой и надевали на них декорации  – это говорит о том, что  у кроманьонцев была вера в загробную  жизнь. В могилу клали все, чем  воспользовался человек на земле, и  что, как полагали, пригодится в загробном  мире. Таковым образом, в старом мире появился погребальный культ. 

Жизнь человека проходила  в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал  бессилие и ужас. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая  породила религию. 

Человек не знал истинных обстоятельств явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему загадочным и загадочным –  гром, землетрясение, лесной пожар и  проливной дождь. Ему постоянно  грозили разные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он ощущал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего  мира. Эпидемии уносили раз в год  многих его сородичей, но предпосылки  их погибели он не знал. Охота была успешной и неудачной, но он не знал почему. У  него возникло чувство волнения, ужаса. 

Следовательно, религия  появилась потому, что первобытный  человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще  более беспомощны.

Почему же у них  не появилась религия? Дело в том, что религия не могла появиться  до этого, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития. 

меж учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранешние религиозные ритуалы. Богословы молвят, что у человека с самого начала была вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранешней формой религии. Ученые молвят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и исследовании старых рукописей. 

Мифология Австралии 

Мифология многих племен Австралии содержит образ «культурного героя» - первопредка, давшего людям разные обычаи, знания и технические навыки. У неких племен Южной Виктории таковым героем является Бунджил, клинохвостый орел. Согласно легендам, он жил на земле, был хорошим и никому не делал вреда.

Он научил людей  различным знаниям и искусствам, дал каждому племени особенный  язык, ввел брачные порядки. Живет  он на небе, имеет двух жен – темных лебедей; братом его является летучая  мышь, а отпрысками – звезды. 

У племен Камилорои (Юго-Восточная Австралия) центральным образом в мифологии являлся Байаме. Байаме изображается как создатель всех вещей, он научил людей добывать огонь, познакомил с искусствами и ритуалами. Байаме почаще всего представляется в человеческом виде, хотя время от времени и с ногами страуса. 

У племен Аранда (Центральная Австралия) числилось, что людей сделали две ящерицы. Согласно легендам Аранда, некогда вся земля была покрыта морем.

Когда вода ушла к  северу, на земле остались бесформенные и беспомощные сотворения: их уши  и глаза были закрыты, пальцы рук  и ног срослись совместно, скорченные руки приросли к груди, а ноги были прижаты к телу. Ящерицы при  помощи каменного ножа дали им человеческий вид: прорезали глаза, проткнули  уши, разделили пальцы. 

Тотемизм 

Характерной чертой религии австралийцев является тотемизм, то есть вера в родство членов каждого  рода с определенным видом животных, плиц, растений. Австралийские родовые  группы носили наименования: «Люди  кенгуру»,

«Люди водяной лилии» и так далее. Тотем числился предком, родоначальником группы, с ним  был связан ряд запретов: тотем  запрещалось убивать, употреблять  в пищу, наносить ему вред. 

В роде, где тотемом  была личинка, ритуал поклонения совершался так: все взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись к отдаленной пещере. В ней лежала большая глыба  кварцита, а вокруг нее – мелкие круглые камешки. Крупная глыба  изображала насекомое, а мелкие камни  вокруг нее – личинок. Все участники  ритуала пели песню, упрашивая насекомое  откладывать яйца. Потом наистарейшем в группе брал один из малеханьких камешков и, потирая им живот каждому участнику ритуала говорил: «Ты ел много пиши!». Всего таковых пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего ритуала никто из парней не имел права что – или есть. Никто из участников не брал с собой орудия и одежды. 

Тотемизм является одной из ранешних форм религии. В честь тотема исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя маски тотема и подражали ему в действиях. Мишень таковых плясок – укрепление связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола, лицо выкрашивали в символ тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!» 

Магия 

Наряду с тотемизмом, существенное место в жизни человека занимала магия. По целям действия, магия была: вредной, лечебной и промысловой. Так, перед охотой на медведя либо оленя совершались волшебные  репетиционные деяния, в процессе которых охотники стреляли в чучело либо другое изображение этого зверя. И если они успешно стреляли в  это изображение, то верили, что в  настоящей охоте у них будет  положительный итог. Во время этих репетиционных действий совершались  ритуальные танцы и выкрикивались  особенные заклинания. В магии  загадочной силой наделялись конкретные деяния людей. Но первобытные люди также  верили, что носителями данной загадочной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и происходит таковая  форма первобытной религии, как  фетишизм. 

Фетишизм 

Фетишем мог стать хоть какой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необычной формы либо раскраски, зуб животного либо кусок дерева. Непринципиально, какой это предмет – это может быть и обыденный булыжник. Принципиально, что за ним замечено действие какой-то силы. К примеру, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он связал с действием булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник.

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это предмет, которому придана  форма человека либо животного. Этот предмет наделяется загадочной силой  действия. 

Анимизм 

В качестве другой ранешней формы религиозных представлений и верований следует назвать анимизм – веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающей им разум и сверхъестественное могущество. Если тотемизм нацелен на внутренние потребности данной родовой группы, на её отличия от остальных, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камешки и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли ощущать и действовать, причинять пользу либо вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы нужно относиться с вниманием – приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные ритуалы и культовые церемонии. 

Анимизм выражал  тот факт, что первобытный человек  был способен к созданию абстрактных  понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей возникло представление о существовании настоящего, земного мира и наряду с ним потустороннего мира. 

Заключение 

Первобытные верования  – порождение начального этапа становления  культуры человечества, отражение формирующихся  обществ, семейных и производственных отношений, простого состояния психики, чувствительного разума и знаний старого человека о себе и окружающем мире. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как элементы в ту либо иную религию, никогда и  нигде каждый в отдельности не составляли целой религии, но они  характеризуют верования и ритуалы  старых людей. Это не значит, что  они существовали лишь в первобытном  обществе. В этом обществе они лишь появились и являлись господствующими  формами религиозной стороны  жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они постоянно, на протяжении всей истории человеческой культуры. Разные формы их проявлений мы можем  верно найти во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. 

Перечень литературы:

1. М. С. Бутинова; Как появилась религия; изд-во «Советская Россия» Москва – 1977г.

2. В. Ф. Зыбеовец; постоянно ли была религия; изд-во «Государственное Издательство Политической Литературы» Москва– 1959г.

3. А. Л. Буряковский, М. А. Родинов; История религии; изд-во «Лань» Санкт – Петербург 1998г.

4. А. А. Радугин;  Введение в религиоведение; изд-во «Центр» Москва – 1999г.

5. А. Ельчанинов, В.  Эрн; История религии; изд-во «Руник» Москва – 1991г.

Информация о работе Первобытные верования