Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:45, контрольная работа
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
Введение
1. Первобытная культура
2. Религия
3. Мифы
4. Мифы и литература
5. Архитектура
6. Изобразительное искусство
7. Музыка
Список литературы
Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами Вселенной. Поэтому «правильная» музыка всегда способна устранить разлад между человеком и природой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О.Б. Лисичкина. Мировая
художественная культура. Часть
1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-
2. под редакцией А.Н. Марковой. Культурология. Учебное пособие. «Юнити». Москва. 2000 г.
3. Э.Б. Тайлор. Первобытная культура: Пер. с англ. Издательство политической литературы. Москва. 1989 г.
4. А.С. Кармин. Культурология. «Лань». Санкт-Петербург. 2001 г.
МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
План
Введение
Музыкальные субкультуры
Имиджевые субкультуры
Иные субкультуры
Введение. Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.
Историю неформальных организаций
нашей страны можно разделить
на три своеобразных «волны». Все
началось с появления в 1950-е гг.
«стиляг» – эпатажной городской
молодежи, которая одевалась и
танцевала «cтильно», за что и
получили презрительное определение
«cтиляги». Основное обвинение, которое
предъявлялось им, – «преклонение
перед Западом». Музыкальные пристрастия
«стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл.
Жесткая позиция государства
в отношении инакомыслия в
те годы привела к тому, что после
некоторого времени полуподпольного
существования «стиляги»
«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».
Молодежные субкультуры
21 века отличаются своей оригинальностью
и самобытностью. Бесконечное множество
разнообразных течений в основном сформировалась
за счет музыкальных направлений.
Субкультуры 21 века, впрочем, как и любые
другие, призваны изменять мировоззрение
людей, за счет совершенствования собственного
«Я». Но каждое движение имеет свой «возраст».
Уже после нескольких лет вчерашние «бунтари»
становятся обычными людьми, а на смену
им приходит новое поколение, стремящееся
к познанию идейного понятия.
Безусловно, каждая субкультура отличается
по классовой принадлежности, возрасту
и полу. Отличимые черты – определяющие
факторы, выделяющие приоритеты и демонстрирующие
сходство всех представителей движения.
К ним относят: одежду, стиль проведения
и специфические символы. Среди всего
разнообразия некоторые молодежные движения
выражают протест обществу, носят экстремальный
характер, или наоборот стремятся к отчуждению
и закрытости от внешнего мира. Выделяют
несколько групп, в которые входят субкультуры,
отличающиеся мировоззрением и специфическим
интересом. Давайте рассмотрим некоторые
их них.
Музыкальные субкультуры
Из названия этой группы
становится понятно, что в нее
входят субкультуры, основанные на разнообразных
стилях музыки.
• Альтернативщики – поклонники ню-металла, альтерн
• Готы – поклонники готик-металла, готик-рока и дарквэйва. Отличимые элементы – преобладание черной одежды, многочисленные серебряные украшения и символы смерти. Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.
Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти. У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.
• Металлисты – поклонники разновидностей
хэви-металла.
• Рэперы и брей-дансеры –
поклонники хип-хопа и рэпа. Отличаются
одеждой ярких цветов, сленгом и мировоззрением.
• Эмо – поклонники
пост-хардкора и эмо. В одежде преобладают
черные и рогозовые цвета (возможны и яркие
оттенки). Косая челка – основной атрибут
характеризующий принадлежность к движению. Эмо – сокращение
от «эмоциональный» – термин, обозначающий
особый вид хардкор-музыки, основанный
на сокрушительных сильных эмоциях в голосе
вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной
музыкальной составляющей. Визг, плач,
стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные
особенности этого стиля.
Сегодня этот стиль музыки
подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо,
панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор
хардкор-сан-диего и др. Поклонники
эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру,
называются эмокидами. Понятие эмо
очень распространено среди современной
молодежи. Кроме яркого прикида, прически
и макияжа у этих ребят есть
другие способы выразить себя. Через
музыку и обостренные эмоции по поводу
всего, что происходит в их жизни.
• Инди – поклонники
направления инди-рок.
• Панки – поклонники направления панк-рок. Отличимая черта – сторонники движения придерживаются собственной идеологии, заключающейся в агрессии к внешнему миру и пренебрежению общественных норм. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
Стандартной панковской прической
считается «ирокез» – полоска
длинных вертикально стоящих
волос на стриженой голове. Панки
предпочитают рваную, грязную одежду.
Панки – самые заядлые
В СССР панковская субкультура
проникла в 1979 г. Одними из первых панков
были известные питерские рок-
• Рейверы – поклонники
мощной танцевальной музыки и любители
ночных дискотек. Основные составляющие
– легкая, беззаботная жизнь и стремление
к моде.
• Риветхеды – поклонники
индустриальной музыки.
• Растаманы – поклонники направления
регги. По сути это своеобразная субкультура,
имеющая множество разновидностей и отличимых
особенностей.
Имиджевые субкультуры
Исходя из названия понятно,
что входящие в нее субкультуры
отличаются по поведению и стилю
одежды.
• Кибер
готы. По сути, сторонники движения
не имеют определенную идеологию, предпочитают
электронную клубную музыку.
• Стиляги. «Умершее» советское движение,
вдохновленное западным образом жизни.
• Гламурщики, мажеры. Основная составляющая
– стремление к жизни, рекламируемой в
гламурных «мужских» и «женских» журналах
(погоня за модой, одеждой и косметикой).
• Тедди-бой. Субкультура
основана на подражании подростков «золотой
молодежи».
Иные субкультуры
В данную группу входят движения,
основанные на мультипликации, играх,
кино или литературе.
• Геймеры – фанаты
видеоигр, живущие в своем виртуальном
мире и избегающие тесного реального общения
с окружающими.
• Анимешники – фанаты японской мультипликации
(анимэ).
• Фурри – движение,
основанное на интересе к анимированным
или сказочным животным. Довольно часто
фанаты воплощаются в костюмы антропоморфных
животных, и в таком виде предстают перед
публикой (катаются на сноубордах, мотоциклах
или устраивают импровизованные представления
перед публикой).
В большей степени молодежные объединения
в группы, ни что иное как, реализация потребностей,
становление собственного «Я» и одно из
средств для выхода внутренней активности,
что свойственно не только подросткам.
Возможно, именно поэтому многие молодежные
субкультуры 21 века не только направляют,
но и управляют современной молодежью.
Это позволяет предупреждать культурный
«застой» и развиваться на должном уровне.
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор.
Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).
Ролевики. Ролевые игры – заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный – и поверить в него.
Ролевики – неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.[9]
Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны.
Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки».
Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) – автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики.
Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных – очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».
Самый известный в России конвент ролевиков – Зиланткон (от татарского Зилант – мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.