Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:00, контрольная работа
Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).
Введение ………………………………………………………………. 2
1. Специфика первобытной культуры………………………….……... 4
2. Гомогенность, табу и ритуал как характерные черты первобытной культуры……………………………………………………………… 9
3. Первобытное искусство ………………………..……………….….. 15
Заключение …………………………………………………………… 19
Список литературы ………………………………………………….. 20
Возможно,
они символизировали плодородие
либо были связаны с культом женщины-
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Археологи
так и не обнаружили в древнекаменном
веке пейзажных рисунков. Почему? Может
быть, это еще раз доказывает первичность
религиозной и вторичность
Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного - орла, медведя, змеи).
С
7 тысячелетия до н.э. по 4 тысячелетие до
н.э. на Ближнем Востоке продолжался новокаменный
век, или неолит (в Европе 5-3 тысячелетия
до н.э.).
В неолите повсеместно стала использоваться
посуда из обожжённой глины (керамика),
появились примитивные ткацкие станки,
на которых стали ткать ткани из конопли,
льна, шерсти. Широко распространилось
сооружение домов из дерева, сырцового
кирпича, а также землянок. Кремень начали
добывать в шахтах. Зародилась металлургия
(на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э.)
— сначала обработка самородной меди
холодной ковкой. Этот период часто называют
меднокаменным веком. В это время появились
парус, лошадиная сбруя, гончарный круг,
колесо. Люди накопили определённые знания
о звёздном небе, начали выделять созвездия,
составлять первые календари. Появились
навыки лечения ран, переломов, вывихов,
применения лекарственных растений. Появились
также первые попытки считать и передавать
информацию с помощью пиктографического
(картиночного) письма.
И самое главное: в это время (на Ближнем
Востоке первые проявления относятся
уже к IX тысячелетию до н.э.) происходит
основополагающий процесс, подготовленный
всем предшествовавшим развитием культуры,
настолько важный, что его предложено
называть «неолитической
революцией» (В.Г. Чайлд). Её сущность
— переход от хозяйствования присваивающего
(охота, собирательство, рыболовство...)
к производящему, то есть к скотоводству
и, главным образом, земледелию4. Правда,
длительность этой революции — не десятилетия
и даже не века, а десятки веков; тем не
менее, по сравнению с предшествовавшими
сотнями тысяч лет этот период достаточно
краток, а итоги его поистине революционны.
В ходе неолитической революции изменился
весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего
развития культуры: человечество перешло
к осёдлости. В результате появилась система
постоянных поселений, некоторые из которых
впоследствии стали городами. Именно города
становятся центрами интенсивного развития
культуры. Постоянное ускорение культурных
процессов с этой поры становится заметным
и всё время усиливается. Появляются города
восточнее Иерихона, в Шумере и Месопотамии,
становится крупнейшим торговым центром
Чатал-Гуюк, начинается освоение долины
Нила. Этим и заканчивается развитие первобытной
культуры; далее появляется рабовладение
и первые великие цивилизации древности.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.
Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.
Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.
Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.
Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
6.Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003.
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление// Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.