Первобытная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Ранние стадии развития человеческого общества историки делят на век каменный (2,5 млн. – 4 тыс. лет до н.э.), бронзовый (III–II тысячелетия до н.э.) и железный (I тысячелетие до н.э.).

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 2
1. Специфика первобытной культуры………………………….……... 4
2. Гомогенность, табу и ритуал как характерные черты первобытной культуры……………………………………………………………… 9
3. Первобытное искусство ………………………..……………….….. 15
Заключение …………………………………………………………… 19
Список литературы ………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Первобытная культура.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.

     И в живописи, и в скульптуре первобытный  человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

     Звериный  стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

     Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

     В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также  отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

     Наскальные  рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

     Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может  быть, это еще раз доказывает первичность  религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись  и им поклонялись, деревьями и  растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

     Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного - орла, медведя, змеи).

Заключение

     С 7 тысячелетия  до н.э. по 4 тысячелетие до н.э. на Ближнем Востоке продолжался новокаменный век, или неолит (в Европе 5-3 тысячелетия до н.э.).  
В неолите повсеместно стала использоваться посуда из обожжённой глины (керамика), появились примитивные ткацкие станки, на которых стали ткать ткани из конопли, льна, шерсти. Широко распространилось сооружение домов из дерева, сырцового кирпича, а также землянок. Кремень начали добывать в шахтах. Зародилась металлургия (на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э.) — сначала обработка самородной меди холодной ковкой. Этот период часто называют меднокаменным веком. В это время появились парус, лошадиная сбруя, гончарный круг, колесо. Люди накопили определённые знания о звёздном небе, начали выделять созвездия, составлять первые календари. Появились навыки лечения ран, переломов, вывихов, применения лекарственных растений. Появились также первые попытки считать и передавать информацию с помощью пиктографического (картиночного) письма.  
И самое главное: в это время (на Ближнем Востоке первые проявления относятся уже к IX тысячелетию до н.э.) происходит основополагающий процесс, подготовленный всем предшествовавшим развитием культуры, настолько важный, что его предложено называть «неолитической революцией» (В.Г. Чайлд). Её сущность — переход от хозяйствования присваивающего (охота, собирательство, рыболовство...) к производящему, то есть к скотоводству и, главным образом, земледелию4. Правда, длительность этой революции — не десятилетия и даже не века, а десятки веков; тем  не менее, по сравнению с предшествовавшими сотнями тысяч лет этот период достаточно краток, а итоги его поистине революционны. В ходе неолитической революции изменился весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего развития культуры: человечество перешло к осёдлости. В результате появилась система постоянных поселений, некоторые из которых впоследствии стали городами. Именно города становятся центрами интенсивного развития культуры. Постоянное ускорение культурных процессов с этой поры становится заметным и всё время усиливается. Появляются города восточнее Иерихона, в Шумере и Месопотамии, становится крупнейшим торговым центром Чатал-Гуюк, начинается освоение долины Нила. Этим и заканчивается развитие первобытной культуры; далее появляется рабовладение и первые великие цивилизации древности.

Список  литературы

     Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.

     Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. – М.: Эксмо, 2009.

     Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива, 2010.

     Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.

     Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

     6.Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

     Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003.

     Леви-Брюль Л. Первобытное мышление// Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

Информация о работе Первобытная культура