Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:19, доклад
Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тысяч лет назад и завершается примерно в IV тыс.дон.э.
Периодизация
развития культуры.
Тысячелетняя история культуры позволяет
условно выделить в ней пять больших периодов.
Первый начинается 150 тысяч лет назад и
завершается примерно в IV тыс.дон.э.
Он приходится на культуру первобытного
общества и может быть назван периодом
младенчества человека, который во всем
делает первые робкие шаги. Он учится и
научается говорить, но не умеет еще как
следует писать. Человек сооружает первые
жилища, сначала приспосабливая для этого
пещеры, а затем строя их из дерева и камня.
Он также создает первые произведения
искусства — рисунки, живопись, скульптуры,
которые подкупают своей наивностью и
непосредственностью.
Вся культура данного периода была магической,
поскольку покоилась на магии, принимавшей
самые различные формы: колдовство, заклинания,
заговоры и т. д. Наряду с этим складываются
первые религиозные культы и ритуалы,
в частности культы мертвых и плодородия,
ритуалы, связанные с охотой и захоронением.
Первобытному человеку повсюду грезилось
чудо, все окружавшие его предметы были
окутаны магической аурой. Мир первобытного
человека был чудесным и удивительным.
В нем даже неодушевленные предметы воспринимались
как живые, обладающие магической силой.
Благодаря этому между людьми и окружавшими
их вещами устанавливались близкие, почти
родственные связи.
Второй период длился с IV тыс. до н. э. до
V века н. э. Его можно назвать детством
человечества. Он по праву считается самым
плодотворным и богатым этапом человеческой
эволюции. С этого периода культура развивается
на цивилизационной основе. Она имеет
не только магический, но и мифологический
характер, поскольку определяющую роль
в ней начинает играть мифология, в которой
наряду с фантазией и воображением присутствует
рациональное начало. На этом этапе культура
обладает практически всеми аспектами
и измерениями, включая этнолингвистические.
Основные культурные очаги представляли
Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия
и Древний Китай, Древняя Греция и Рим,
народы Америки.
Все культуры отличались яркой самобытностью
и внесли огромный вклад в развитие человечества.
В этот период возникают и успешно развиваются
философия, математика, астрономия, медицина
и другие сферы научного знания. Многие
области художественного творчества —
архитектура, скульптура, барельеф — достигают
классических форм, высочайшего совершенства.
Особого выделения заслуживает культура
Древней Греции. Именно греки, как никто
другой, были по духу настоящими детьми,
и потому их культуре в наибольшей степени
присуще игровое начало. В то же время
они были вундеркиндами, что позволило
им во многих областях на целые тысячелетия
опередить время, а это в свою очередь
дало полные основания говорить о «греческом
чуде».
Третий период приходится на V — XVII века,
хотя в некоторых странах он начинается
раньше (в III веке — Индия, Китай), а в других
(европейских) заканчивается раньше, в
XIV — XV веках. Он составляет культуру Средневековья,
культуру монотеистических религий —
христианства, ислама и буддизма. Его можно
назвать отрочеством человека, когда тот
как бы замыкается в самом себе, переживает
первый кризис самосознания. На этом этапе
наряду с уже известными культурными центрами
появляются новые — Византия, Западная
Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции
занимают Византия и Китай. Религия в этот
период имеет духовное и интеллектуальное
господство. Вместе с тем, находясь в рамках
религии и Церкви, философия и наука продолжают
развиваться, а в конце периода научное
и рациональное начало начинает постепенно
брать верх над религиозным.
Четвертый период охватывает период с
XV-XVI века до настоящего времени. Он включает
в себя эпоху Возрождения (Ренессанса).
В строгом смысле эпоха Возрождения характерна
главным образом для европейских стран.
Ее наличие в истории других стран достаточно
проблематично. Она составляет переходный
этап от средневековой культуры к культуре
Нового времени.
В культуре этого периода происходят глубокие
изменения. В ней активно возрождаются
идеалы и ценности греко-римской античности.
Хотя позиции религии остаются достаточно
прочными, она становится предметом переосмысления
и сомнения. Христианство переживает серьезный
внутренний кризис, в нем возникает движение
Реформации, из которого рождается протестантизм.
Главным идейным течением становится
гуманизм, в котором вера в Бога уступает
место вере в человека и его разум. Человек
и его земная жизнь провозглашаются высшими
ценностями. Невиданный расцвет переживают
все виды и жанры искусства, в каждом из
которых творят гениальные художники.
Эпоха Возрождения отмечена также великими
морскими открытиями и выдающимися открытиями
в астрономии, анатомии и других науках.
Человека нового времени можно считать
вполне взрослым, хотя ему далеко не всегда
хватает серьезности, ответственности
и мудрости.