Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, контрольная работа
Традиционно тема смерти является запретной, о ней предпочитают не говорить, объясняется это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти. Если разговор все же неизбежен, люди стараются прибегать к эвфемизмам, говоря об умершем человеке «он нас оставил» и т.д. Таким образом, избегая этой темы, человек лишь мешает себе выработать к ней реалистическое отношение. Только разобравшись в своем отношении к смерти, как считают К. Байер и Л. Шейнберг, человек способен правильно организовать собственную жизнь.
Введение
1. Представление о смерти у разных народов в древности
2. Значение смерти для общества, поминальные обряды
3. Понятие "преждевременной смерти"
4. Отношение к суициду
5. Эвтаназия
6. Заключение
Список литературы
3. Понятие "преждевременной смерти"
Непросто определить понятие "преждевременная смерть". В сознании большинства людей смерть почти всегда преждевременна. Но всё-таки наиболее тяжело воспринимается смерть в дееспособном возрасте, когда человек полон сил, планов, когда он не завершил начатое. Особенно это касается родителей, не поставивших на ноги детей; творческих, трудно заменимых людей - тех, чьё отсутствие резко скажется на жизни близких. Существует понятие "среднего возраста жизни" для каждой эпохи, для каждого государства или местности. Он обычно лет на 7-10 больше для женщин, чем для мужчин. Возможно, "природа имеет ввиду" большую необходимость женщин для воспроизводства поколений, хотя не очень понятно, почему это распространяется на старческий возраст. Известны и сообщества, в которых среднее время жизни настолько мало, что еле успевали родить и вырастить детей – так происходило в первобытном обществе. Время жизни запрограммировано в генах и, в значительной степени, определяется также средой, образом жизни и внешними, случайными обстоятельствами. Парадоксом выглядит ситуация, когда государство устанавливает пенсионный возраст выше среднего возраста жизни.
К сожалению, нередки ранние смерти способных, преуспевающих, сильных и здоровых от рождения людей. Благодаря умению преодолевать себя и тревожные сигналы, поступающие из организма, они не принимают во время ограничительных, медицинских мер и не изменяют темп жизни, что приводит к кончине "в расцвете лет". Можно привести имена многих известных людей, не сумевших пройти между Сциллой и Харибдой – сочетать напряжённую, результативную деятельность с сохранением здоровья до преклонного возраста. Трудно представить, что мы теряем с преждевременной смертью великих людей: это могут быть и направления в науке и искусстве, иногда – прогресс или судьба государств. Не вызывает сомнения, что неверен сталинский тезис "незаменимых людей нет".
Естественная, физиологическая смерть наступает вследствие длительного, последовательного угасания основных функций организма. Сейчас это чаще происходит в возрасте свыше 80-90 лет. Возможно, к такой смерти относится высказывание Платона (427-347 до н.э.): "Естественная смерть безболезненна и сопровождается скорее удовольствием, чем страданием". Сегодня в ряде стран для старых и безнадежно больных людей создаются специальные приюты – хосписы, в которых обеспечиваются уход и тёплое отношение, облегчающие последний период жизни умирающих. Сознание того, что из жизни можно уйти без излишних мучений, конечно, облегчит жизнь каждого.
Что касается неожиданной смерти, то ещё в древнем Риме говорили о её достоинствах. Цезарь (100-44 до н.э.): наиболее лёгкая смерть "та, которую меньше всего ожидаешь и которая наступает мгновенно". Плиний (23-79): "Мгновенная смерть есть высшее счастье человеческой жизни".
Считается, что ограниченность жизни является обязательным условием эволюции, улучшения (усложнения) вида: выживают лучшие, более жизнестойкие организмы, закрепляются новые, возникающие благодаря мутациям качества. С этой точки зрения организм – в данном случае человек – должен существовать лишь столько, сколько нужно для воспроизведения потомства. Далее функции каждого индивидуума вроде бы исчерпаны, и он не должен занимать места, на которые претендует следующее поколение, не должен расходовать обычно ограниченные жизненные ресурсы. У древнего человека для этого достаточно было возраста 30-40 и менее лет. В наше время умудрённый жизнью сохраняющий здоровье человек может быть полезен обществу и в 60, и в 70, а иногда и в 80 лет - заниматься обучением других и творческой работой. В развитых странах высокая производительность труда, обилие ресурсов позволяют жить весьма долго, и большие средства тратятся на медицину, поиск рациональных режимов жизни, позволяющих продлить её.
4. Отношение к суициду
Большинство религий категорически запрещает самоубийство: это "богово" дело – решать, кому когда уйти; "Бог дал, Бог и взял". В истории было немало различных подходов к суициду. В греко-римской культуре суицид мог быть признаком свободы решения своей судьбы. Правда, ряд философов, например, Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что это - проявление малодушия и трусости. В Индии и в древней, дохристианской Руси было обязательным самосожжение вдов в ритуальном костре при похоронах мужа. И в недавнее время количество сожжённых вдов в Индии достигало сотен в месяц. В Японии самоубийство часто носило ритуальный характер. Оно совершалось, чтобы искупить вину (свою или чужую) или выразить протест против несправедливости. Практиковался групповой суицид – молодых людей, не имеющих возможности обрести счастье; пожилой семейной пары, если один или оба неизлечимо больны; матери, убивающей своих детей, а затем себя. У некоторых народов практиковалось самоубийство стариков при недостатке пищи. Будучи немощным или больным или по другим причинам, человек мог попросить родственников или друзей убить его, и считалось, что такую просьбу нельзя не выполнить. Буддисты, верящие в перевоплощение, считают, что в случае суицида человек перерождается в животное или демона. Они допускают только ритуальное самоубийство священнослужителей, монахов.
В России в 17-18 веках произошло около 40 массовых самосожжений ("гарей"), в которых погибло около 20 тысяч старообрядцев. Отдельные эпизоды, в том числе и массовое самозакапывание живыми в землю, были в России и в 19-м веке. Периодически волны самоубийств нарастали, почти нося характер эпидемий. Помимо различных жизненных обстоятельств этому способствовала и "популяризация" их широким освещением прессы - вплоть до описания конкретных способов самоубийства. В советские времена самоубийца приравнивался к дезертиру: государство не уступало своего права распоряжаться жизнью людей. Число жертв суицида увеличивалось как в периоды национальных кризисов (конец прошлого века в нашей стране), так и в весьма благополучных странах, например, в Швеции. Одно из последних коллективных самоубийств - около 900 человек - произошло в прошлом веке в Гайане (Ю.Америка). Этот случай, как и ряд других, только условно можно назвать самоубийством, т.к. жертвы выполняли приказ своего "святого", т.е. через него приказ от Бога, чтобы попасть прямо в рай.
Душевное состояние самоубийцы чаще всего характеризуется беззащитностью, замыканием в себе, кажущейся невозможностью иного решения возникших трудностей. Факторами повышенного риска являются психические заболевания, ощущение бесперспективности, безнадежности, переживание острого чувственного горя, тяжёлые соматические болезни, подверженность хронической депрессии, генетические факторы. Мужчины совершают суицид чаще, чем женщины. Нередко происходит суицид среди творческой элиты – Радищев, Маяковский, Есенин, Хемингуэй, С.Цвейг, М.Монро и многие, многие другие. Потерпевшие поражение политики, например, главари фашизма. Бывают самосожжения в знак протеста (в частности, женщин в Ср.Азии – против угнетённого положения). Бремя суицида ложится довольно тяжёлым грузом на родственников и близких знакомых.
Значительная часть кончающих с собой – подростки. Около половины совершающих самоубийство находятся под воздействием спиртных напитков или наркотиков. Принявшие наркотики иногда прыгают с высоты, вообразив, что они умеют летать. Среди причин и неудачи в любви и учёбе, и неприятие мира родителей, и отсутствие взаимопонимания с ними. Смерть, с точки зрения ребенка, - это последний аргумент, к которому он прибегает в споре. В 2003 г. в России покончили с собой около 8 тысяч несовершеннолетних; а всего в России число кончают жизнь самоубийством до 50 тысяч человек в год. Количество смертей от суицида во многих странах ежегодно составляет 15-40 человек на каждые 100 тысяч населения. Так, в США это около 30 тысяч; количество людей, требующих психологической помощи или пытающихся совершить суицид примерно в 10 раз больше – ок. 300 тысяч. Общее число покончивших с собой во всём мире приближается к 1 миллиону в год.
Борьба с суицидом включает в себя религиозные и законодательные запреты, похороны вне кладбищ. В Великобритании "неудачная" попытка самоубийства до середины XIX века каралась смертной казнью. Во многих странах Европы имущество самоубийц не наследовалось, а "отходило в казну". В нынешнем мире в некоторой степени противодействует суициду психологическая помощь – телефоны доверия, центры профилактики самоубийств, во многих странах отделения общества "Самаритяне" и др. Возможность поделиться, обсудить свои проблемы во многих случаях устраняет опасность суицида.
5. Эвтаназия
Эвтаназия (эу – хорошо, танатос – смерть, греч.). В перспективе на более высокой стадии развития, возможно, человечество будет лучше решать проблему смерти в ситуациях, когда она неизбежна и её предваряют боли, психологический и физиологический дискомфорт. По собственному решению страдающего и по заключению объективных и квалифицированных лиц может состояться запланированный, сознательный уход из жизни. Действительно, при соответствующих подготовке, мировозрении люди могут не бояться самого факта, момента смерти, тем более, если сделать её не мучительной, а абсолютно безболезненной.
Сложный и тонкий момент - само принятие решения об эвтаназии: должна быть уверенность в безысходности ситуации и здравом рассудке больного. Её сторонники основывают свои позиции на различии понятий "право на жизнь" и "обязанность жить". Сегодня почти во всех странах эвтаназия запрещена (люди обязаны жить) и оказывающие содействие умирающему наказываются. Кроме Голландии и Бельгии, где эвтаназия недавно разрешена законом. Обсуждают возможность разрешения эвтаназии и власти Швейцарии, Колумбии и других стран. Правда, такие действия противоречат принимаемой врачами клятве Гиппократа: "Я не дам лекарство, несущее смерть, даже если меня будут просить…". В США борцы за разрешение эвтаназии объединились в общество под девизом: "Хорошая жизнь – хорошая смерть". Существует и проект зафрахтовать судно под голландским флагом и принимать там всех желающих свести счёты с жизнью. В штате Орегон (США) с 1997 г. существуют правила, которые разрешают врачам выписать смертельные таблетки. Больной сам должен попросить их и сам затем принять. При этом нужно еще и положительное решение родственников.
Похоже на то, что такие необычные, новые подходы могут постепенно получить признание, как, собственно, часто и происходит со многими непривычными, противоречащими принятым нормам идеями.
6. Заключение
Изучив отношение к смерти с точки зрения психологии, культурологи и религии можно говорить о том, что важность танатологических исследований возрастает, в том числе и в связи с религиозно-культурологическим аспектом. Сама мысль о смерти в значительной мере индивидуальна, это обусловлено разными обстоятельствами, в их числе социальные условия, особенности, которые трактует вера, к которой принадлежит личность, а так же переосмысление ею различных религиозных догм.
Формирование отношения к предельному жизненному понятию «смерть» обуславливается следующими факторами: внезапность (насколько продолжительной была болезнь или же к смерти привел несчастный случай); отношение родственников (то, как складываются взаимоотношения родственников с умирающим человеком и друг с другом, влияет на успешность прохождения ими стадий приспособления к мысли о смерти); религия (принадлежность к той или иной вере влияет на отношение человека к смерти через представления конкретной религиозной системы о смерти); возраст (очевидно, что люди разного возраста по-разному воспринимают смерть и по-разному относятся к ней);
Насколько отлична жизнь, настолько же отлична и смерть, а так же страхи и переживания, связанные с ней.
Список литературы
1. Гуревич П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. - М.: Политиздат, 1991. С. 376-413.
2. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. – 518 с.
3. Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. - М.: Ретекс, 1991. - 416 с.
4. Моуди Р. Жизнь после смерти // Моуди Р. Жизнь земная и последующая. - М.: Наука, 1991. С. 11.
5. Дубровина Н.И. «Посмертный опыт» или «вспышка пережитого»? журнал «Человек» М. 1991. - № 2.
6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. - М.: МИР, 1997 - 368с.
7. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246с.
8. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти.
Информация о работе Отношение к смерти в разных культурных эпохах