Отличительные особенности и основные признаки делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.docx

— 20.16 Кб (Скачать)

     Деловое общение - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

     Новые экономические и социальные условия  побудили к коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным  компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных  служащих, референтов, руководителей  всех уровней. 
    Деловой разговор как особая разновидность устной речи. Деловой разговор - это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

     Каждодневно ведя, деловые разговоры, друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная не разработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

     Между тем такая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая  проявляется в том, что ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению грамматико-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бытового и  официального делового стилей проявляются  здесь наиболее ярко. Именно эти  особенности в значительной мере определяют организацию речевого материала делового разговора и его языковую специфику.                                                                      

     1. Отличительные особенности  и основные признаки  делового общения 

     Существуют  разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Личностное общение –  это общение индивидуальностей, в данный момент незаменимых друг для друга (например, влюбленные). При  этом ценность общения выше конкретных целей, поводов и обстоятельств встреч. Например, Вы хотите встретиться с другом и предлагаете попить пива в баре или прийти к Вам домой. В случае же потребности немедленно попить пива Вам будет безразлично, в какой компании это произойдет. В большинстве случаев мы вступаем с людьми в социально-ролевое общение, при котором наша роль, цель и обстоятельства общения определяют наше поведение. То есть, в магазине Вы – покупатель, в такси – пассажир, а у врача – пациент, и Ваше общение с людьми будет соответствовать Вашему формальному положению относительно них.

     Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией  или влиянием. У делового общения  должен быть конкретный результат –  продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие  им интеллектуальный анализ и эмоциональные  переживания. Понятие «деловое общение» подчеркивает целесообразность и возможность  разведения субъективных желаний и  объективных условий в процессе личного взаимодействия. 

     В случае делового общения желание  общаться вторично по отношению к  необходимости. Принудительность –  главный признак, отличающий деловое  общение от межличностного.

     Отличительные особенности обстоятельств делового общения:

  1. Общность или целей или мотивов или деятельности;
  2. Наличие общего социального пространства – времени: организация, группа, команда;
  3. Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения;
  4. Регламентация форм общения. 

      Первым  существенным признаком делового общения  является то, что в объективной  реальности деловое общение существует не само по себе, как обособленный процесс, а всегда включено в какую-либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей (экономическую, политическую, правовую, педагогическую и т.д.) и является формой организации этой деятельности.

     Второй  признак общения – то, что содержание общения определяется самим предметом  общения: тем, чем непосредственно  заняты субъекты общения. Предметом делового общения может быть производство каких-либо товаров, интеллектуальных продуктов, создание услуг (к примеру, информационных, юридических, рекламных, образовательных, сервисных), обсуждение какой-либо проблемы (например, экономической, политической, правовой, научной), составление бизнес-плана, разработка проекта технических ресурсов, обмен знаниями, услугами, действиям.

     Третий  признак - наличие в деловом общении  взаимного психологического влияния  деловых партнеров. Оно обнаруживается во всех сторонах межличностного общения  деловых партнеров: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, хотя в  каждой из этих сторон могут проявляться  свои, особые типы психологического влияния. К наиболее распространенным типам  психологического влияния относятся  убеждение, внушение, расположение, игнорирование, прошение, побуждение, подражание.

     Деловое общение происходит в неком коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом: 

  1. «Я общаюсь с Вами только ради дела» или «Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны». На одном полюсе, общение определяется его целью, на другом – получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели;
  2. Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других – обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных;
  3. Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.

     Деловое общение помимо основных целей имеет  и психологические функции: 

  1. Связывающая – Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью;
  2. Формирующая – Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью; 
  3. Подтверждающая – Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью; 
  4. Эмоционально организующая – Мы. Например, как приятно работать вместе.

     Таким образом, деловое общение – один из видов коммуникации, в котором  есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется внешними целями. Деловое общение – общение  ради чего-то, лежащего за пределами  самого общения. Деловое общение  принудительно. Деловое общение  – общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое  общение формально обезличено, поэтому  в деловом общении интересы и  мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

     В деловом общении возможности  выбора и изменения своей роли, форм общения и партнера значительно  уже по сравнению с межличностным  или ритуальным общением. Деловое  общение происходит в определенном социальном пространстве – времени. Деловое общение реализуется  в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют  свою специфику и собственные  способы разрешения.


Информация о работе Отличительные особенности и основные признаки делового общения