Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:19, реферат
В истории русской культуры таких "ломок" культурно-исторической парадигмы было более четырех (между "пятью Россиями"): Крещение Руси; начало монголо-татарского ига; создание Московского царства и утверждение русского самодержавия; религиозный Раскол и начало Петровских реформ; осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); Октябрьская революция 1917 г.; начало советского тоталитаризма сталинского типа; Август 1991 г. - крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ.
Введение 3
1. Особенности культуры периода Древней Руси 4
2. Культура периода золотоордынского ига 6
3. Культура периода Московского царства 7
4. Русская культура в эпоху Нового времени 11
5. Культурное развитие России в новейшее время 16
Заключение 19
Список литературы 21
По
существу, вся история России и
русской культуры претерпевала многочисленные
поворотные пункты, точнее - ломки социально-
и культурно-исторического
В истории русской культуры таких "ломок" культурно-исторической парадигмы было более четырех (между "пятью Россиями"): Крещение Руси; начало монголо-татарского ига; создание Московского царства и утверждение русского самодержавия; религиозный Раскол и начало Петровских реформ; осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); Октябрьская революция 1917 г.; начало советского тоталитаризма сталинского типа; Август 1991 г. - крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ.
Нетрудно заметить не только разрушительный, даже катастрофический характер каждой из перечисленных социокультурных "ломок", имевших далеко идущие культурно-исторические последствия, но и их взаимно противоположную направленность.
Все
это придает социокультурной
динамике России особенно противоречивый,
напряженный и радикальный
Цель работы – рассмотреть особенности русской культуры.
Древнейший слой отечественной культуры - языческая культура восточных славян. Догосударственный период культурного развития восточных славян охватывает по меньшей мере полтора тысячелетия. В ходе него восточнославянский этнический массив не только выделился из единого индоевропейского сообщества народов, но и распался на племенные союзы и группы. Один из них, племенной союз руссов, и дал начало великой культуре. В эпоху славянской древности заложены были начала всего строя русской жизни, духовности, языка, культуры в целом.
Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси: господство культа упырей и берегинь, то есть обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности; господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, то есть культ предков. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом; господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства, то есть на этом этапе развития язычества появляется "Бог богов", удаленный от мира, - существо небесное, глава иерархии богов. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые отличались торжественностью, степенью воздействия на психику. В связи с потребностью внутреннего объединения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным [3,с.56].
Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества.
Крещение
Руси князем Владимиром в 988 г. явилось
крупнейшим событием как по своим
непосредственным результатам, так
и по последствиям, ближайшим и
отдаленным. Христианский идеал, внесенный
в языческую среду, стимулировал духовное
развитие, очеловечивал эту среду, хотя,
разумеется, между действительностью
и идеалом всегда существует огромный
разрыв. При всей развитости традиций
восточнославянского язычества только
принятие христианства позволило русской
культуре через контакт с Византией преодолеть
локальную ограниченность и приобрести
универсальное измерение. Язычество не
выделяло человека из природы, он был нерасторжим
с миром ее вечного круговращения. С принятием
христианства культура осознает себя
и свое место в мире.
Введение христианства по своему влиянию
на сознание человека того времени представляло
собой подлинную революцию, принесшую
с собой совершенно новые ценности, новые
формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся
древние стереотипы. Крещение в корне
меняло всю сферу мыслительной деятельности
и вследствие этого вступало в конфликт
со всем предшествующим религиозным миропониманием.
Язычество оказывало сопротивление и
продолжало жить в народных низах [4,c.74].
Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотными. Достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития грамотности в Древней Руси.
В институциональном плане для древнерусского христианства характерна тесная связь с княжеской властью и ее административным аппаратом. За короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Началось строительство каменных церквей, таких как Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, наподобие Остромирова Евангелия, литература. С принятием христианства связано появление на Руси переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при монастырях, возникло множество культурных центров.
Православие стало духовной основой Руси. Сложились единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно восстановление единого государства, а также его сохранение в ходе колонизации земель.
Киевская Русь за очень короткий срок, уже к XI в., превратилась в страну высокоразвитой культуры, сравнимой с европейской. Это была единая держава, объединявшая славянские, прибалтийские и финно-угорские народы на территории около 7 тыс. кв. км. Оформилась общность древнерусского народа, сложился литературный язык. Высокий уровень национального самосознания демонстрируют русские летописи. Показательна приверженность широких слоев населения к знаниям и грамотности.
Проблема монгольского влияния на Русь многомерна, а именно:
Важным фактором сохранения русской культуры в тяжелые времена оставалось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы (за исключением начального периода вторжения). Причины этого кроются в язычестве монголов, ибо язычники считают все веры одинаково истинными религиями, к тому же монголы были народом крайне суеверным и считали своих шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами. Аналогичным образом они взирали и на служителей других вер.
Московское
царство, не успев достаточно укрепиться,
оказалось единственным в мире православным
государством. Южнославянские земли, Византия
были захвачены турками. В конце XV в. оформляется
идеологическая доктрина русского самодержавия
"Москва-Третий Рим", опиравшаяся
на идею преемственности власти московских
государей от византийских императоров
и самого римского кесаря Августа. Ее распространению
способствовала женитьба великого московского
князя Ивана III в 1472 г. на племяннице последнего
византийского императора Софье
Палеолог. Развил теорию игумен псковского
монастыря Филофей.
Концепция "Москвы - Третьего Рима"
переносила мировое значение Византии
на Русь. Москва остается последним православным
царством, должна в качестве опоры чистоты
веры противостоять остальному миру.
Для духовной жизни Руси XIV-XV в. был характерен особый интерес к человеку, ценностям его внутренней жизни, индивидуальным переживаниям. Это типично ренессансная культурная тенденция. Для Руси и Византии в отличие от Западной Европы она более сосредоточивалась в области поиска трансцендентного смысла жизни и проявлялась в распространении исихазма. Практика внутреннего сосредоточения и молчальничества (исихия) получила широкое развитие в Византии в XIV в. и была связана с именем Григория Паламы. В русскую среду на этом этапе исихазм проникал через переводную литературу и был распространен в монашеском быту.
Эпоха Московского царства, совпавшая с освобождением Руси от татаро-монгольского ига, возрождением политической целостности земли и духовно-нравстренным подъемом жизни, была временем наивысшего взлета русской религиозной духовности. Это наиболее зримо воплотилось в иконописи и зодчестве. Над горизонтом Руси взошла плеяда великих подвижников, личными усилиями преобразивших национальный дух, поднявших его на недосягаемую высоту. За всю историю Руси не было другого такого периода, когда светская и духовная власть столь гармонично взаимодействовали бы друг с другом. Только что оформившееся Московское государство не обрело еще жесткости власти, авторитет которой покоился на духовной мощи церкви. Именно она освящала деятельность московских князей по собиранию Русских земель и свержению иноземного ига. Зависимая от светской власти материально, Русская Православная Церковь не противопоставляла себя ей, не претендовала на первенство, выбрала роль духовника и наставника государей. Все эти процессы повлияли на оформление в мировосприятии современников понятия "Руси Святой", оплота мирового православия, хранителя заветов Христа до Его второго пришествия [3,c.89].
За
внешним великолепием церкви того времени
крылось начало ее долгого заката
как авторитетного
Следует согласиться с мыслью, высказанной
в "Русской идее" Н.А. Бердяевым о
том, что "раскол XVII века имел для всей
русской истории гораздо большее значение,
чем принято думать" [4,c.42].
Необходимость
пересмотра всех церковных обрядов
и приведение их в соответствие с
греческим богослужебным
Причины раскола были значительно глубже и касались вопроса об универсальности Церкви и всеобщности ее влияния. В этом смысле русский раскол имеет ряд черт, сходных с западным протестантизмом. Но при сравнении с западным протестантизмом обнаруживается любопытная особенность: на Западе протестантами, отколовшимися от римско-католической Церкви, стали проповедники и носители новшеств. В России знаки меняются на противоположные: проповедники и носители новшеств становятся создателями новой официальной церковной традиции, которая полностью поглощает собой прежнюю, а приверженцы этой прежней традиции и оказываются своеобразными протестантами, упрямо настаивающими на своем. Иными словами, свойство универсальности, всеобщности, соборности оказывается принадлежащим именно новой традиции, ставшей официальной, а прежняя традиция становится не только неофициальной, но и частичной, охватывающей более или менее узкий круг людей.
За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл. Раскольники были истинными глубоковерующими, переживали закат Древней Руси как национальную и личную катастрофу, не понимали, чем плох освященный временем старинный уклад, какая надобность в коренной ломке жизни огромной страны, с честью вышедшей из испытаний смуты и крепнувшей год от года. Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожидание Антихриста. Люди бежали в леса, горы и пустыни, в лесах образовывались раскольничьи скиты. В то же время трагедия повлекла за собой необычайный подъем, твердость, жертвенность, готовность претерпеть все за веру и убеждение[2,c.68].