Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:56, реферат
"Государственные деятели, стремящиеся сформировать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на создании формального набора демократических правительственных институтов и написании конституции. Они также могут сосредоточить усилия на формировании политической партии, призванной стимулировать участие масс. Но развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех нев
"Государственные деятели, стремящиеся сформировать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на создании формального набора демократических правительственных институтов и написании конституции. Они также могут сосредоточить усилия на формировании политической партии, призванной стимулировать участие масс. Но развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики". (1)
Так писали в своей известной книге "Гражданская культура" (к ней мы еще обратимся) американские политологи Г.Алмонд и С.Верба, внесшие весомый вклад в исследование этого явления. Вопрос, как видим, поставлен жестко: хотите построить в своей стране демократическое общество - постарайтесь создать адекватную ей политическую культуру. А иначе не поможет никакая конституция, никакие политические и административные институты.
Что же это такое - политическая культура? Как выглядит ее структура? Какие функции она выполняет?-Как формируется и эволюционирует? И, наконец, что за культура существует в современном российском обществе?
1. Феномен и понятие
Как это нередко случается в истории науки, какие-то элементы явления, названного в 50-х гг. XX века "политической культурой", были известны еще философам античности, а в XIX веке рассматривались в рамках исследований, посвященных "национальному характеру". Да и само понятие "политическая культура" родилось не вчера. Его мы находим у В.Ленина, а еще раньше - у русского историка В.Герье. Однако первым, кто употребил его, был, как считают, немецкий историк-просветитель XVIII века И.Гердер. Тем не менее категориальный статус это понятие стало обретать лишь во второй половине XX века, когда усилиями многих исследователей, прежде всего Г.Алмонда, С.Вербы, Л.Пая, Д.Каванаха, Д.Элазара, У.Розенбаума, К. фон Бойме и других оно прочно вошло п политологический лексикон.
Толчком к политико-культурным исследованиям послужило развернувшееся после окончания Второй мировой войны сравнительное изучение политических систем. Почему, задались вопросом политологи-компаративисты, одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву - скажем, из Америки в Азию - не работают вообще? Они пришли к выводу, что эти системы и институты функционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соответствующими культурными характеристиками.
Понятие "культура" многозначно, истолковывают его по-разному. Довольно широко распространено, особенно в России, представление о культуре как совокупности высших достижений человечества в материальной или духовной области, системе эталонных ценностей. Культура ассоциируется со своеобразной "вершиной", до которой надо дорасти, или "планкой", до которой надо дотянуться. Отсюда и постоянные призывы к "повышению уровня" политической культуры, к "овладению" ее достижениями. Отсюда и представление о том, будто могут существовать общества, группы и индивиды, у которых вообще отсутствует какая бы то ни было политическая культура.
В современной социологии и политологии доминирует совсем другая трактовка культуры, в том числе и политической, составляющей органическую часть общей культуры. Согласно этой трактовке, у людей в процессе обучения и накопления ими собственного опыта складываются более или менее устойчивые, типичные для определенной общности "образцы" ориентации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя. Эти ориентации, которые, по словам американского политолога Л.Пая, "задают порядок и придают значение политическому процессу" и "управляют поведением в политической системе", и называют "политической культурой".
На формирование отечественной политической культуры оказали существенное влияние многие объективные факторы. Среди них обычно выделяют:
• особое геополитическое положение России, «пограничное»
между Западом и Востоком;
• громадные размеры территории, предъявляющие особые
требования к жесткости стягивающих ее политических конструкций;
• пестрота этнического состава населения;
• наличие нескольких религиозных конфессий при доминирующем положении православия;
• «догоняющий» тип модернизации общества с постоянны
ми «зевками» технологических рывков Запада;
• традиционная закрытость общества; «окна» в Европу, да и
в прочие части света всегда были чрезмерно «узкими»;
• доминирование форм коллективного образа жизни, общинность, «коммюнотарность» (термин Н.А. Бердяева) и др.
Данные факторы, безусловно, сыграли свою роль в том, что Россия была практически постоянно несколько в стороне от пресловутой «столбовой (западной) дороги» политического развития. Конечно, можно считать российский путь в политике самобытным и самоценным, да только особых лавров нам эта самобытность не принесла. Временами, правда, за счет титанических усилий удавалось обрести самоуважение (освоение космоса, ядерное оружие, статус сверхдержавы), но ненадолго.
Волей-неволей Россия вынуждена ориентироваться на высокие стандарты западной демократии. Но достичь их мешают многие, исторически сложившиеся, специфические особенности нашей политической культуры:
• неразвитость гражданского общества;
• этатизм, признание безусловного приоритета государства в регуляции всех общественных отношений;
• преобладание групповой справедливости над принципами
индивидуальной свободы и нравственный характер требований к государству;
• персонализация государственной власти и постоянный поиск харизматических лидеров;
• недооценка и недоверие к правовым способам регуляции
взаимоотношений;
• отсутствие сколько-нибудь длительной практики функционирования демократических институтов и пр.
И тем не менее общемировая тенденция к демократизации политических порядков затронула и Россию. Хочется верить, что последние события нашей новейшей истории все-таки направили страну в русло современной демократии. Можно не сомневаться, что русло это будет извилистым, а путь по нему весьма долгим. Длина же его в значительной степени будет зависеть от характера эволюции существующей ныне системы политических ценностей.
Сегодняшнее состояние системы ценностей нашей политической культуры характеризуется знаковым для российской истории словом «раскол». И это не просто выражение органической неоднородности культуры, а констатация одновременного наличия в ней внутренне несовместимых ценностных парадигм.
В видоизмененном событиями конца XX в. культурно-политическом пространстве России отчетливо выделяются три относительно самостоятельных блока политических ценностей1:
1) традиционные (патриотизм, державность, коллективизм,
почитание отечественной истории и пр.);
2) сформированные в советский период (интернационализм,
приоритет общенародных и государственных интересов, государ
ственные гарантии социальной защищенности, исторический
оптимизм, комплекс сверхдержавы);
3) западные постиндустриальные (права и свободы человека,
гуманизм, технологизм, инновационность, экологическая безопасность и т.д.).
В этой триаде бесконфликтная совместимость элементов возможна только в двух вариантах: 1) + 2) или 1) + 3) — третьего не дано. О динамике данных блоков ценностей за малой продолжительностью постсоветского развития России делать какие-либо определенные выводы невозможно. Но знаменателен сам факт активного внедрения западных постиндустриальных ценностей в российскую политическую культуру. Триумфальным его, правда, не назовешь. Принимая западные демократические ценности, россияне не спешат проникаться доверием к тем политическим институтам (парламентаризму, СМИ), в которых эти ценности воплощены.
Расхождение ценностей в отечественной политической культуре ныне отмечается не только по собственно идейным, смысловым основаниям, но и по основаниям социально-структурным. Постиндустриальные политические ценности западного толка (права человека, профессионализм, образованность, опора на собственные силы) серьезно мотивируют преимущественно элитарные или близкие к ним социальные группы. В массовых • же слоях преобладают ценности, сформировавшиеся в советский период (патернализм, упование на государство, предоставление политической инициативы «верхам» и пр.). Ту же разницу можно наблюдать и между возрастными субкультурами: молодежь значительно активнее осваивает современные ценности.
Состояние ценностной разобщенности для общества всегда дискомфортно. Поэтому в любом из них всегда присутствует и тенденция к ценностной консолидации, единству. В современном российском обществе также не прекращаются поиски общих, объединительных ценностей. Мнение российских граждан по этой проблеме выясняют многочисленные социологические опросы.
Ценностное единство политической культуры — это тоже ценность. Хочется верить, что она будет реализована и в ныне ценностно расколотом российском обществе. Оптимизм в этом вопросе можно подкрепить чисто формальным соображением:
если в природе развитие означает рост разнообразия, дифференциации, то почему в обществе должно быть иначе? Почему общественно-политический прогресс надо непременно связывать с установлением однородности, в том числе и ценностного характера? Наверное, ожидания абсолютного ценностного единства ошибочны. Без ценностного разнообразия общество ожидает застой. Но ведь и безбрежный ценностный плюрализм опасен для общества дезинтеграцией. Значит, истина, как всегда, лежит где-то посередине. Найти эту «золотую середину» и предстоит российской политической культуре.
Литература:
1. Политология/ Под ред проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2002.