Особенности культуры первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Первобытнообщинная формация была самой длительной в истории человечества. Ее нижняя грань по новейшим данным - от примерно 2 млн. лет назад. Верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет: в Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже 4 - 3 тысячелетий до н.э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в Америке - в 1 тысячелетии н. э. в других областях ойкумены - еще позднее. Широко распространена археологическая периодизация, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда; это деление истории человечества на три века - каменный, бронзовый и железный.

Содержание

Начало религии
Культ Богини – Матери
Фетишизм
Тотемизм
Культ животных
Анимизм
Культ предков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 77.50 Кб (Скачать)


Культ предков  

Одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов является сохранившийся у многих народов мира до наших дней культ предков. Духам предков оказывают определённые почести и внимание, иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера в их постоянное покровительство. Формы проявления культа предков очень разнообразны. По-разному совершается погребальный обряд. Существуют воздушные погребения, эндоканнибализм, иногда труп носят с собой. Мифология многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с живыми людьми. Так, народы острова Лусон считают, что душа навсегда покинувшая тело человека, несколько дней бродит вокруг родного селения, заходит в свой дом и наблюдает за исполнением погребальных обрядов. Если человек умер вдали от родного селения, родственники прилагают все усилия, чтобы перенести останки умершего и захоронить их на родовом кладбище. Именно с невозможностью правильно провести похоронный обряд связана вера мунда в Багаути — дух человека, убитого тигром. Редко удаётся найти останки человека, на которого напал тигр. Обычно хищник уносит свою добычу, и близкие погибшего не могут похоронить его по всем правилам. Такую душу не принимают души предков, она скитается вокруг деревни, где раньше жил этот человек. Чаще всего ею овладевают злые колдуны и ведьмы, тогда она становится злым духом Багаути, который приносит несчастья своим живым родственникам. У многих народов умершие делились очень четко на две категории. У восточных славян одну категорию издавна составляли «чистые» покойники, умершие естественной смертью, а другую — «нечистые» — те, кто погиб неестественной смертью: самоубийцы, утопленники, умершие от пьянства и колдуны. «Родителей» почитали, а «нечистых» покойников боялись и старались обезвредить. «Нечистых» умерших называли упырями, навьями, мавками. Их никогда не хоронили на общем кладбище. Чтобы они не встали из могилы, в неё часто вбивали осиновый кол.  Почитание «родителей» - это настоящий семейный, а ранее родовой культ предков, сохранившийся у русских, белорусов, болгар, сербов и других славянских народов до наших дней. Родителей поминают в «родительскую субботу» , в дни послепасхальной недели: посещают кладбища, куда приносят еду, вино, и часть оставляют на могилах для покойников.

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                       

1. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М„ 1983.

3. Симонов И.В., Ершов 11.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.,      1989.

4. Тайлор Э. Первобытная культура. М„ 1989.

5. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

7. Фрейдеберг О.М. Миф и литература древности. М„ 1978.

 

 

3

 



Информация о работе Особенности культуры первобытного общества