Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:12, реферат
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.
Введение
1. Особенности культуры ацтеков
1.1 История ацтеков
1.2 Письменность ацтеков
1.3 Царство ацтеков
1.4 Ацтекский календарь
2. Особенности культуры Древнего Китая
3. Особенности культуры Египта
3.1 Древнее царство
3.2 Среднее царство
3.3 Новое царство
3.4 Религия и искусство Древнего Египта
4. Особенности культуры инков
4.1 Происхождение цивилизации
4.2 Законы
4.3 Дороги инков
4.4 Искусство и наука инков
Заключение
Литература
Федеральное агентство по образованию
Кировский филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Санкт –
Петербургский Государственный
Университет Сервиса и
Реферат по культурологии на тему:
«Особенности
культуры древних цивилизаций»
Выполнила студентка
1 курса заочного отделения
080507 «Менеджмент»
Криницына А.А.
Проверил:
г. Киров
2011 г
Содержание:
Введение
1. Особенности культуры ацтеков
1.1 История ацтеков
1.2 Письменность ацтеков
1.3 Царство ацтеков
1.4 Ацтекский календарь
2. Особенности культуры Древнего Китая
3. Особенности культуры Египта
3.1 Древнее царство
3.2 Среднее царство
3.3 Новое царство
3.4 Религия и искусство Древнего Египта
4. Особенности культуры инков
4.1 Происхождение цивилизации
4.2 Законы
4.3 Дороги инков
4.4 Искусство и наука инков
Заключение
Литература
Введение
Цивилизация — историософское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли). Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.
Одним
из первых понятие «цивилизация»
в научный оборот ввёл философ
Адам Фергюсон, который подразумевал
под термином стадию в развитии человеческого
общества, характеризующуюся
Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.
1. 1 История ацтеков
История
ацтеков начинается с ухода во
второй половине 12 века с мифической прародины
- остров Астлан («место цапель» - отсюда
название племени; второе название ацтеков
- теночки) . После долгих скитаний ацтеки
поселились на озеро Тескоко, перешли
к земледелию и основали около 1325 г. город
Теночтитлан (современный Мехико) , ставший
центром государства. Название ацтеки
стало применяться ко всем носителям ацтекской
культуры.
В результате многочисленных завоевательных
походов правителей Теночтитлана ацтекская
культура распространилась далеко пределы
долины Мехико. У ацтеков Теночтитлана,
вплоть до испанского завоевания сохранялись
старые племенные традиции, в том числе
деление на 4 фратрии и 20 родов с выборными
должностными лицами. На высшие должности
избирались члены одной семьи, существовало
рабство, с подвластных городов взималась
дань. На озерах ацтеки развили оригинальные
приемы земледелия - сооружение искусственных
островков ("плавучие сады" - чинампа)
. Болота осушались с помощью сети каналов.
Ацтеки выращивали несколько сортов кукурузы
и бобов, кабачки, тыкву, томаты, зеленый
и красный перец, маслиничные культуры,
хлопчатник. Из сока агавы изготовлялся
опьяняющий напиток пульке. Ремесла (обработка
камня и дерева, гончарное дело, ткачество)
отделились от земледелия и достигли высокого
развития. Орудия делались из камня, главным
образом из обсидиана. Металл (медь, золото)
шел на изготовление украшений. Города
имели правильную планировку, связанную
отчасти с разделом земли между родами
на прямоугольные участки. Центральная
площадь служила местом народных собраний.
В Теночтитлане вместо улиц были каналы
с пешеходными дорожками по сторонам -
город был построен на острове посреди
озеро Тескоко и соединен с берегом многочисленными
дамбами и мостами.
Питьевая вода подавалась по акведукам.
Более всего почитались божества ветра,
дождя и посевов связанные с земледелием,
а также бог войны. Большое распространение
у ацтеков имел ритуал человеческих жертвоприношений
богу Уицилопочтли. Культура ацтеков впитала
в себя богатые традиции народов, живших
на территории Центральной Мексики, главным
образом, тольтеков, миштеков и других.
У ацтеков были развиты медицина и астрономия,
имелись зачатки письменности.
Искусство их переживало расцвет в 14 -
начале 16 вв. Основными монументальными
сооружениями были четырехгранные каменные
пирамиды с храмом или дворцом на усеченной
вершине (пирамида в Тенаюке к Северу от
Мехико) . Дома знати строились из адобов
и облицовывались камнем или штукатурились;
помещения распологались вокруг внутреннего
двора. Стены культовых зданий украшались
рельефами, росписями, узорной кладкой.
Монументальная культовая скульптура
- статуи божеств, орнаментированные алтари
- поражает грандиозностью, тяжеловестностью
(статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м)
.
Знаменит так называемый «Камень Солнца».
Всемирно известны реалистические каменные
скульптурные изображения голов: «Воин-Орел»,
«Голова мертвого», «Печальный индеец».
Особенно выразительны небольшие каменные
или керамические фигурки рабов, детей,
животных или насекомых. На ряде архитектурных
памятников сохранились остатки стенных
росписей с изображениями божеств или
шествующих воинов. Ацтеки мастерски выполняли
украшения из перьев, полихромную керамику,
мозаику из камня и раковин, вазы из обсидиана,
тончайшие ювелирные изделия.
Богатая и самобытная культура ацтеков
была уничтожена в результате испанского
завоевания 1519-21 г. г.
1.2 Письменность ацтеков.
Пиктографическое
письмо с элементами иероглифики, которым
пользовались ацтеки, известно с 14 века.
Материалом для письма служили кожа
или бумажные полоски, складывавшиеся
в виде ширмы.
Определенной системы расположения пиктограмм
не существовало: они могли следовать
и горизонтально и вертикально, и методом
бустрофедон (противоположное направление
соседних «строк2» т.е. серий пиктограмм)
. Основные системы ацтекской письменности:
знаки для передачи фонетического облика
слова, для чего использовался так называемый
ребусный метод (например, для написания
имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над
змеей coatl) ; знаки иероглифического характера,
передающие определенные понятия; собственно
фонетические знаки, особенно для передачи
звучания аффиксов. К моменту испанского
завоевания, прервавшего процесс развития
ацтекской письменности, все эти системы
существовали параллельно, их употребление
не было упорядочено.
1.3 Царство ацтеков.
Государственное
образование ацтеков в Мексике
в 14 - начале 16 вв с центром в г.
Теночтитлан (современный Мехико) до
1348 находилось в зависимости от правителей
г. Кулуакан в 1348-1427 г. г.
В конце 20-х годов 15 века правитель ацтеков
Ицкоатль возглавил «союз трех городов»
Теночтитлана, Тескоко, Тлакопана (Такуба)
и нанес поражение правителям Ацкопоцалько.
В результате завоевательных войн, которые
вели Ицкоатль и его преемники (Моктесума
I Гневный, правил в Ауицотль 1440-1469 г. г.;
Ашаякатль 1469-1486 г. г. ; Ауицотль 1486-1503 г.
г.) , в состав Ацтекского царства вошла
не только долина реки Мехико, но и вся
Центральная Мексика.
Наивысшего расцвета Ацтекское царство
достигло при Моктесуме II (1503-1519 г. г.) .
В 15 -нач. 16 вв. было значительно развито
рабство. Главный правитель Ацтекского
царства (тлакатекутли) формально являлся
выборным вождем, фактически же его власть
была наследственной. Формирование основных
классов общества не было завершено (положение
члена общества определялось его принадлежностью
не только к классу, но и к касте, которых
в Ацтекском царстве насчитывалось свыше
10) . К 1521 году Ацтекское царство было завоевано
испанцами.
1.5 Язык ацтеков.
Язык
науатль распространен в Мексике (предположительно
с 6 века) , число говорящих около 1,3 млн
на 1977 год.
С 14 века известна письменность, с 16 века
- на основе латинской графики. В грамматической
структуре ацтекского языка отмечаются
черты агглютинации и умеренного полисинтетизма.
Формы словоизменения и словообразования
образуются: путем присоединения аффиксов,
главным образом суффиксов, к неизменяемому
корню, например: icxatl - «овца», icxacame - «овцы»;
редупликацией (удвоением) начального
слога корня: teotl - «бог», teteotl - «боги»; позиционно:
tepostli - «железо», mecatl - «цепь», teposmecatl - «железная
цепь»; объединением целых слов в едином
словокомплексе: totolin - «курица», tell «камень»,
axcalli- «хлеб», totoltetl- « яйцо», totoltetlaxcalli -
«яичница» (буквально курица-камень-хлеб)
.
Особенности культуры Древнего Китая
Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (времена крушения империи Хань).
Древнекитайская
цивилизация имеет ряд
– во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возникновение здесь цивилизации.
– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира.
– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.
– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы.
Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмечено в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу”.
Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед духами предков (им приносились жертвы, первоначально даже человеческие).
– идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание данной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изображения животных, выполненные в бронзе, повторяют черты, прослеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев.
– идея китаецентризма.
В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшествующих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прошлом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя культура – Хуншань.
В истории Китая выделяются следующие периоды:
1) Шан-Инь, создателей культуры бронзы – XVIII–XII вв. до н. э.
2) Чжоу – XII–V вв. до н. э.
3) Чжоу-Чжаньго, “эпоха воюющих царств”, 7 крупнейших государств – V–III вв. до н. э. Второй и третий периоды возможно рассматривать и как один период Чжоу, получивший это название от имени народа завоевателя (XII–III вв. до н. э.)
4) Империя Цинь – 221–206 гг. до н. э.
5) Империя
Хань – конец III в. до н. э. – II в. н.
э.
Особенности культцры Древнего Египта
История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единственная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.
Название Египет государству дали греки, которые приезжали в Египет для знакомства с его культурными достижениями. Название страны Айгюптос можно найти в трудах греческого историка Геродота. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Земля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений).
Древний Египет существовал на протяжении трех тысяч лет. Здесь не было резких исторических переломов, изменения происходили постепенно, не нарушая сложившихся традиций. За столь длительное время была создана культура, имеющая всемирное значение. Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по своему происхождению, египетская культура не сразу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появились постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущественно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Разрушение родовой замкнутости привело к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний. Одновременно увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений и одомашненного скота.
Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили в свою очередь формирование устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный взрыв, обеспечивший расцвет древнеегипетской цивилизации. Только переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, формирование заупокойных представлений и культа обожествленного правителя, появление иероглифического письма позволили египетской культуре стать именно египетской, а не оставаться африканской.
Периодизация
древнеегипетской культуры: Раннее царство,
Древнее царство, Среднее царство, Новое
царство и Позднее царство, из которых
наиболее плодотворными для нее стали
эпохи Древнего, Среднего и Нового царств.
Древнее царство
В древности Египет занимал практически ту же Древнее царство территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила.
Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос является искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мемфиса — Хетка-Пта.
Эпоха
Древнего царства воспринималась самими
египтянами как время правления
могущественных и мудрых царей. Централизация
власти в Древнем Египте породила
специфическую форму
В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это нашло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.
Решающую
роль на формирование египетской культуры
этого этапа оказали
Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.
Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.
Ка был двойником человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.
Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.
Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.
Среднее царство
Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, продолжавшая тенденции развития культуры Древнего Царства.
Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.
Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стеллы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды не достаточно обеспечивают сохранность мумии. Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. Такой переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.
Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Этот храм вошел в историю художественной культуры под названием Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.
Среднее
царство по сравнению с другими
эпохами египетской истории заняло
относительно непродолжительный период.
Поэтому и памятников культуры было создано
значительно меньше. Внутренний социальный
кризис и вторжение в страну в 1720 г. до
н.э. кочевых азиатских племен гиксосов
положили конец Среднему царству.
Новое царство
Своего наивысшего подъема Египет достиг в период Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта.
Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств стимулировали небывалый расцвет египетской культуры. Для эпохи Нового царства характерны строительство храмов, дальнейшее совершенствование искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела. Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти. Но вмсто пирамид венцом этого строительства становится храм.
Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение иноземцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение — все это способствовало процессу взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливающихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре — намеренная архаизация.
Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполнения. Тогда же обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогии людей и богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством иных богов пантеона. Правители Нового царства особенно почитали солнечного бога Амона. С именем этого бога связано грандиозное строительство, которое началось в эту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и дома, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов. Фараоны этой династии остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а кроме них строились храмы, посвященные богу солнца Ра.
Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством. Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение. К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду. Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.
Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Последний состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам — Амону, Ра и Пта, и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса — Нефертари. Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале. Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток. Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.\
Наряду
с пирамидами, заупокойными храмами
и мастабами в Новом царстве
сооружались святилища, не связанные
с загробным культом. Это храмы, посвященные
разным богам, и прежде всего богу солнца
Ра. К этому типу храмов относятся два
прославленных храма бога Амона в Фивах
— Карнакский и Луксорский.
Религия и искусство Древнего Египта
История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.
Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат.
Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра.
До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых художник строго придерживался определенных правил. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские — черным, женские — красным.
Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры.
Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Этот сфинкс — самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 метров, а длина 57 метров. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея).
В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль. Часто статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красно-коричневым цветом, женских — желтым, волосы — черным, а одежда — белым цветом.
В круглой скульптуре создавались также небольшие каменные статуэтки. Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, прачек. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фараонов и вельмож, и их изображения не всегда вписывались в рамки канона.
После
завоевания Египта персами его культура
была воспринята целым рядом народов,
с которыми в прошлом были в
основном косвенные контакты. Теперь
Египет населяло еще большее число
выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев,
вавилонян, персов, мидийцев, которые приносили
с собой свои обычаи, верования. Египтяне
же, все больше покидавшие родину по той
или иной причине, приобщались к культуре
тех стран, где они оседали, меняли имена,
но сохраняли свое этническое самоназвание.
Особенности культуры империи Инков
В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка — верховный правитель. Он переселяется в новую столицу — Куско и распространяет свое влияние на огромной территории, охватывающей к XV – XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии.
Название страны на кечуа, можно перевести как четыре объединённых провинции. Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу. Кроме того, из Куско в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.
Создание
государства приписывается
После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско — обычным городком. При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли свое положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.
Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса — инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие — полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.
На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.
Законы Инков сохранились только в отрывках, но их содержание известно из многочисленных испанских колониальных источников, составленных по изустной традиции. Законы регистрировались и «записывались» отдельными чиновниками в кипу, и другими чиновниками — глашатаями — провозглашались на одной из площадей столицы империи Куско — Римак. Инское право характеризуется высокой степенью строгости в вопросах применения наказания — в большинстве случаях смертной казнью, результатом чего являлось практически полное отсутствие некоторых видов преступлений среди индейцев (мелкого воровства, коррупции, убийств), чем восхищались испанские чиновники, миссионеры и солдаты. Правда, это косвенно может говорить о тоталитарном и командно-административной характере управления государства Инками.
Превосходство законов Инков над испанскими заметили уже первые хронисты:
По правде говоря, мало народов в мире, по-моему, имели лучшее правление, чем у Инков. (Сьеса де Леон, Педро).
Дороги инков
Инки
прокладывали пути сообщения, в том
числе через горные тропы, по которым
имперская армия могла
Учитывая
протяженность дорог в
Эти (чародеи) служат для предсказаний, и для того, чтобы рассказывать о том, что происходит в очень далёких местах, прежде чем оно придёт или сможет прийти в виде новости, ведь даже после прихода Испанцев, случилось так, что на расстоянии более двухсот или трёхсот лиг знали о беспорядках, крупных сражениях, и восстаниях, и погибших, как у Тиранов, так и у тех, кто был на стороне Короля, и об отдельных лицах, в тот же день и час, когда таковые дела совершались, или на следующий день, о чём естественным путём было невозможно о них узнать так быстро.
— Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. Lima, 1906, стр. 220
Велось активное строительство военных, административных и религиозных сооружений. В Куско и многих других городах был построен подопровод, по искусности не уступавший римскому, но, в отличие от последнего, сделанный без использования вредного для здоровья свинца.
Тауантинсуйу — единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза и медь. Кроме меди и бронзы, инки выплавляли большое количество серебра и золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину.
Инки поклонялись Солнцу (Инти), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота.
Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франциско де Борха 8 апреля 1615 году, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.
Все хронисты,
сообщавшие об андских верованиях,
говорят и о богах
Довольно сложно определить основные измерительные величины, которыми пользовались инки в быту, хозяйстве, управлении. Всё же есть и ряд достоверно известных, таких как универсальное «средство измерения любой вещи»:
Тупу — мера длины и площади.
Универсальным счётным устройством у инков была юпана.
Была разработана система передачи, обработки и обобщения статистических данных в виде так называемого узелкового письма кипу, которая помогала управлению огромной империей в реальном масштабе времени. Сами кипу использовались индейскими чиновниками и спустя 50 лет после конкисты, но уже с 1583 года, после Третьего Лимского собора, стали тотально уничтожаться. Долгое время считалось, что инки не обладали полноценной письменностью. Испанским колонизаторам была выгодна такая точка зрения, поскольку давала им моральное право навязывать народам Анд свою культуру и свои представления о духовности. Однако в 1923 году историк Локк сумел доказать, что узелковые сплетения инков(кипу) — действительно письменность.
Есть данные, говорящие о том, что узоры на тканях инков и на их керамике могли быть разновидностью идеографической письменности, а также указания хронистов о ведении инками летописи на золотых табличках. Не подлежит сомнению тот факт, что в кечуа доиспанского периода был корень «келька» со значением «письмо, письменность».
Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам построек. Циклопические сооружения из колоссальных камней (крепость Саксайуман) сменились постройками из тщательно обтесанных глыб гранита (крепость Писак). Особенностями архитектуры инков является необычайно тщательная и плотная (так, что между блоками нельзя просунуть и лезвия ножа) подгонка каменных блоков (часто неправильной формы и очень различных размеров) друг к другу без использования строительных растворов ,
наклонённые внутрь стены со скруглёнными углами и лёгкие соломенные крыши. Благодаря этим особенностям здания инков обладали феноменальной сейсмостойкостю.
В Тауантинсуйу была богатейшая музыкальная культура. Народы империи использовали многочисленные духовые и ударные инструменты: продольные и поперечные флейты (кена, тарка, пинкулью и др.).
Флейты Пана сику составлялись из двух частей — «ира» и «арка», в каждой из которых трубки были настроены с интервалом в терцию так, чтобы при движении мелодии брались попеременно то на одной, то на другой части. При исполнении один музыкант (или одна группа музыкантов) играет на «ира», а другой - на «арка», что придает музыке характерное стереофоническое звучание.
Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник.
Музыкальная культура Тауантинсуйу сохранила свои важнейшие черты до наших дней в традиционной музыке андских народов. Хотя часть её жанров в той или иной степени испытала испанское влияние, но многие из них остались практически нетронутыми и по сей день звучат так же, как и столетия назад.
Литература:
1. Бродский
Б. Жизнь в веках.
2. Василевская Л. Ю., ЗарецкаяД.М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура. М., 1997.
3. Дмитриева
НА., Виноградова НА. Искусство Древнего
мира. М., 1989. Древние цивилизации
/ Под общей редакцией Г.М.
4. Египет: земля фараонов. М., 1997. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.
5. Культура Древнего Египта / Под редакцией И.С. Кацнельсона. М., 1976.
6. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996.
Информация о работе Особенности культуры древних цивилизаций