Особенности культуры Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.

Содержание

1. Введение
2. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры.

3. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах.

4. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв.

Работа содержит 1 файл

Культурология Налимова Е.Х..docx

— 56.19 Кб (Скачать)

В Древней Руси большую  роль в литературном процессе играла церковь. Вместе с тем появлялись проблески и самобытной духовной деятельности народа, но для потомства  они не выдержали соперничества  с монастырским духом: Печерский  Патерик, содержащий жития святых иноков Печерского монастыря, в течение  веков оставался творением, известным  всему русскому народу, даже неграмотному, тогда как поэтическое произведение XII в.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на две части: переводную и оригинальную. Перевод  рассматривался как часть собственной  национальной словесности. Наряду со Священным  Писанием переводились произведения и  раннехристианских отцов церкви IV-VI вв., например, Иоанна Златоуста, и  Псалтырь, и патерики (жизнеописания  отцов церкви), и различная богослужебная  литература.

Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI-началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники  как «Повесть временных лет», «Сказание  о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской  литературы очень условно и невелико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место  среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение  восьми веков (XI-XIII вв.). Древнейшая русская  летопись носит название «Повесть временных  лет». Авторство повести приписывают  монаху Киевско-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична – единство Русской земли. Летописцем осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю. Он обобщает сведения не только Киева, но и Новгорода, Суздаля, Чернигова, что придает «Повести» общенациональный характер.

Другой распространенный жанр русской литературы – житие (часто в науке обозначаются как  агиография – agios – святой, grafo – пишу). Он представляет собой жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, причисленных к лику святых. Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. По преданию Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий – двух житий первых христианских мучеников Бориса и Глеба и житие Игумене Феодосия – основателя Киевской лавры.

Торжественное красноречие  – область творчества, требовавшая  не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим, дошедшим до нас памятником этого жанра является «Слово о  законе и благодати» первого киевского  митрополита Илариона. К жанру красноречия относятся Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. «Золотой век» их развития приходится на XII в., но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и постепенно исчезает из литературного обихода. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».

Выдающимся образцом древнерусской  литературы эпохи феодальной раздробленности  занимает «Слово о полку Игореве». Поэма обращена против «неодиначества» русских князей перед лицом общей опасности. Автор слова не только поэт, но и историк, заглянувший на 8 веков вглубь своей эпохи. Любовь автора к родине и народу придала высокую идейность всему произведению и определила долгую жизнь «Слова» в памяти потомков.

В XI-XII вв. с греческого языка  переводятся мифы, так называемые «кощюны» и «басни». Басни содержат больше светского, бытового, в то время как в кощюнах больше языческого и мифологического. Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивым эпико-историческим повествованиям. На Руси существовали специальные «баяны» и сказители мифов – «кощунники», послушать которых стекался народ.

Существовала и восточнославянская волшебно-фантастическая сказка, которая  долгое время именовалась исследователями  мифологической. В дальнейшем с ростом племенных дружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все в большей степени героический опыт. Таким образом, она становится хранительницей перемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырского эпоса, рождавшегося еще в 1 тысячелетии до н.э. Волшебное начало заключает так называемые пережиточные моменты и, прежде всего религиозно-мифологического воззрения первобытного человека.

К концу языческого периода  окончательно оформляется новый  эпический жанр – былины, к которому должны были быть причастны «велесовы внуки», поэты-сказители, гусляры, воспевавшие всех поименно. Содержание первых было связано с мифологической памятью народа. Со временем новый эпос стал полнокровно отражать то новое в жизни государства, что бурно развивалось в конце языческого периода. Произошла как бы секуляризация эпоса, в котором уже не было ни Перуна, ни Велеса, ни Хорса. Единственной связью былин с мифологическими кощунами был былинный эпитет Владимира Красное солнышко.

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питавшим русскую литературу и обогащавшим  литературный язык.

Древняя Русь оставила много  кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают  его восхищаться миром и мудростью  его устройства; книги открывают  «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны праведнику, как  оружие воину, как паруса кораблю. 

 

2.3 Древнерусская  иконопись

 

Русская школа иконописи  органически связана многими  нитями примитивности с византийским искусством. Уже с конца Х в. образцы византийской иконописи  начали попадать на Русь и становились  не только предметом поклонения, но и предметом подражания, но русская  иконопись не была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накопленные местные черты  перешли постепенно в новое качество, отмеченное начального национального  своеобразия. Это был длительный процесс, наиболее интенсивно он протекал на Севере в городах Пскове и Новгороде. Их удаленность от Византии и республиканский  образ правления позволили ставить  и решать различные проблем, кроме  того, в северных областях, не затронутых монголо-татарским нашествием, традиции народного искусства держались  особенно крепко и властно напоминали о себе в XIII веке, когда почти прекратились связи с Византией. В пределах Московского княжества процесс  эмансипации протекал более медленно. С эпохи Андрея Рублева московская иконопись также обрела свое собственное  лицо. С этого момента у нас  есть основания говорить о древнерусской  иконописи, как о вполне сложившейся  национальной школе. Главными иконописными школами были Новгород, Псков, Москва. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии.

2.4 Древнерусские  народные ремесла

 

К XII–XIII вв. древнерусская  культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские  города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного  стиля. В основе этих достижений –  успехи в развитии материальной и  духовной культуры предшествующего  периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось  более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические  открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

Самым распространенным и  любимым материалом на Руси всегда было дерево. Резьба по дереву включает в себя множество промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся  на протяжении веков, служивших для  решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все  – от миски и ложки до княжеского терема и Божьего храма. И все  украшали резьбой. В орнаменте, в  резной скульптуре, так же, как и  в мелодии, и в песне, и в  произведении живописи, выражается и  эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека, мастера-художника.

Приняв из Византии христианство, Русь восприняла и многое из ее художественного  наследия. При этом, как ни удивительно, древнейший сохранившийся памятник церковной резьбы – знаменитое олонецкое тябло XIII или XIV вв. – выполнено с чисто русской размашистостью и непосредственностью. Для этого периода характерно взаимовлияние культуры византийского христианства, остатков языческих традиций и творческого начала искренне обратившейся русской души.

Для каждого жителя Руси резьба начиналась с простых обыденных  вещей. Долгими зимами крестьянин сам  делал для себя и на продажу  посуду, мебель, необходимый инструмент. Сам украшал их резьбой. Так было заведено повсеместно. Но вот где-то появлялся талантливый мастер-самородок, который изобретал какой-нибудь новый технический прием, придумывал свежую художественную идею и его  изделия через ярмарки и купцов распространялись по всем городам и  весям. У него появлялись ученики, следовавшие  за ним, продолжавшие делать с небольшими вариациями похожие изделия. Так  складывался оригинальный местный  промысел.

Другой вид народного  промысла – керамика. Гончарное  ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в  древнейшие времена.

Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая  лепная керамика сохранилась у некоторых  народов до наших дней. Рядом с  сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В  них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей  человека, его жилища, скота, посевов.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в  движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись  гончарами с живой природой и  даже с человеком. Об этом свидетельствует  названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Одним из старейших приемов  украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или  кости – лощила – покрывают  часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет  поверхность черепка, делает его  менее водопроницаемым и более  прочным. Существует краснолощеная  и чернолощеная керамика. Первая –  естественного цвета красной  гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без  доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или  мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах  России и сохранился до наших дней.

3. ПРОБЛЕМА САМОБЫТНОСТИ  РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТАНОВЛЕНИЕ  РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА  В ОСМЫСЛЕНИИ ФИЛОСОФОВ И ИСТОРИКОВ  ХIХ–ХХ ВВ.

 

В настоящее время, когда  Россия переживает не лучшие дни своей  истории, очень важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности и тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, автор широко известных  трудов по культуре, и в том числе  по искусству Древней Руси, отвечает на данную проблему прямо и недвусмысленно: «Мы страна европейской культуры. И ни о каком отставании в целом  в области зодчества, в живописи, в прикладных искусствах, фольклоре, музыке не может быть и речи». Академик мог бы к этому добавить еще  великую русскую литературу, а  также нашу науку, особенно ХХ столетия, которые стали вровень с мировыми достижениями, а кое-где и превзошли  их. Вместо проблемы культурной отсталости, имеет место быть феномен национального  своеобразия и самобытности русской  культуры.

Автором первого культурологического  учения в России стал Н.Я. Данилевский (1822-1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших  культурологические идеи, возникшие  на Западе. В его книге «Россия  и Европа. Взгляд на культурные и  политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869) задолго до западноевропейских ученых (Шпенглера, Тойнби) было представлено учение о культурно-исторических типах, о своеобразии культуры русского народа, ее отличии от других культур. По-прежнему весьма актуальна и глубоко содержательна мысль Н.Я. Данилевского о том, что необходимым условием развития и расцвета культуры является политическая свобода. Без нее невозможна самобытность культуры, то есть невозможна сама культура, «которая и имени того не заслуживает, если не самобытна». С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Это важнейшее положение, сформулированное замечательным ученым, с одной стороны, ключ к пониманию всего нашего прошлого исторического пути, а с другой, - методологическая посылка к анализу нынешних процессов, протекающих на огромных просторах Российской Федерации.

Культурологическими схемами  Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891) – один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его  главная работа – «Византизм и  славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось «односторонне славянским». Ей суждена другая, более высокая  миссия – создание особой, невиданной доселе цивилизации – славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая «давно уже не чисто славянская держава».

Яркой и самобытной фигурой  на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомном собрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения над исторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия – различителя:

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси