Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 12:31, контрольная работа
Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.
Древнекитайская цивилизация 3
Всекитайский пантеон 3
Искусство Китая 8
Наука 9
Список литературы………
Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, - воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (джи).
Китайская культура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка, санкционированного - великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.
Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм). Многие соседи Китая - хунны, монголы, захватывающие империю, постепенно принимали эти же нормы.
Таким образом, конфуцианство стало не религией в полном смысле слова, а вобрало в себя политику, административную систему, функцию социальных и экономических процессов, словом, стало образом жизни, концентрированной формой китайской культуры.
Одной из популярных школ в Китае был легизм, который критикуя конфуцианство за "то, что оно, по его мнению, культурой подменяет законы, считал, что природа человека изначально зла. Поэтому рядом с этими двумя религиями, выросшими на почве самого Китая, довольно широкой популярностью там пользуется третья религия, внесенная извне: это буддизм, который китайцы называют учением Фо. Впервые буддизм появился в Китае в I в. н.э. в виде хиняны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований, которым по временам подвергались буддийские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился в Китае и даже занял место третьей равноправной религиозной системы в этой стране. Собственно говоря, настоящих буддистов, т.е. исключительных приверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддийских монахов. Вне этой профессиональной группы едва ли кто из китайцев признает себя буддистом. Но буддистские обряды выполняют - попутно с даосскими и конфуцианскими - почти все верующие китайцы. К услугам буддистских монахов обращаются очень часто, особенно в связи с погребальными обрядами, - область, в которой монахи считаются большими знатоками.
Несмотря на такое мирное сосуществование конфуцаалства, даосизма и буддизма (сань-цзяо - три религии - так называют их китайцы), между ними велась борьба, но борьба не за верующих, потому что китайцы обычно, смотря по обстоятельствам, выполняют обряды всех трех религий. Эта борьба чисто политическая: конфуцианские чиновники и даосские жрецы постоянно соперничали из за должностей, из за доходных мест, из за влияния на политическую жизнь. Вопреки учению Лао-Цзы, который проповедовал невмешательство в государственные дела, даосские жрецы всегда стремились к власти. Например, чисто конфуцианская династия Хань была свергнута в результате ряда крестьянских восстаний, из которых самое мощное - известное восстание «желтых повязок» 1184 V. - было возглавлено даосами. Были и эпохи, когда буддизм и буддистские монахи пользовались особым покровительством императорской власти: так было в годы династии Суй (581-616) и особенно Юань (1260-1868). Любопытно, что конфуцианское чиновничество в историй Китая наибольшее влияние имело не при национальных династиях Тан, Мин и Сун, а главным образом в эпохи иноземных династий: монгольской и маньчжурской. Иноземные династии, очевидно, чувствовали себя непрочно в стране и старались опереться на образованное чиновничество. А национальные династии Китая, ближе державшиеся к более широким слоям китайского населения, испытывали гораздо большее влияние со стороны связанных с народными массами даосских жрецов.
Если
допытаться охарактеризовать религию
Китая в целом, то бросается в
глаза прежде всего ее глубокое своеобразие.
Верующие китайцы весьма мало склонны
к мистицизму, отвлеченной метафизике,
аскетизму. Это отразилось в их религии,
особенно в конфуцианской. Последняя сводится
к строгому выполнению предписанных обрядов.
Обряды же, чинные, сдержанные, совершенно
лишены какого-либо вдохновения, религиозной
экзальтации. Мистическое общение с божеством,
правда, практикуется некоторыми жрецами
- гадателями (даосами), но в китайской
религии в целом оно занимает очень скромное
место. Всякий же религиозный фанатизм,
аскетизм, изуверское умерщвление плоти,
оргиастическое исступление совершенно
чужды китайской религии. Вообще, индивидуальное
начало в религии, личная связь отдельного
человека с потусторонним миром не свойственны
верующим китайцам; это объясняется, видимо,
живучестью родовых традиций.
Искусство Китая
Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы -«Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже н.э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во П в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в Ш в. н.э. - более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника, китайской поэзии, который жил в IV-Ш в.в. до н.э.
Особенно популярна была поэзия Тао Юааь Миня, понятная и близкая простому народу.
Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.
Знаменитыми поэтами первого века н.э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи, Кан, Жуань Цзй.
На первые века нашей эры приходятся и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.
Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за: пределами Китая.
Интересна
и необычна архитектура Китая. Уже
в I тыс. до н.э. китайцы умели строить
здания в два - три и более этажей
с многоярусной крышей. Типичным было
здание, состоящее из опор в виде деревянных
столбов, с черепичной крышей, которая
имела поднятые вверх края и четко обозначенный
карниз (пагода). Самыми известными являются
пагода Сунь-юэ-сы в Хэнани (523г.), «Большая
пагода диких гусей» (Да-янь-та), в Сиане
(основана в 622 г., перестроена в 701 - 704 гг.).
Пагоды возводились из разных материалов:
деревянная пагода в храме фо-гун-сы (1056
г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее
известна 13-этажная железная пагода в
Гань-яне (Х-Х1 вв.). Этот тип строения был
основных в Китае в течение многих веков
- вплоть до самого последнего времени.
Знаменитый храмовый ансамбль «Храм неба»
в Пекине (1420 г., перестроен в 1745 г.). Главное
здание - «Храм молитвы за годовую жатву»
- деревянное, круглое в плане, расположено
на трехступенчатой мраморной террасе.
Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко
от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.).
В III в. до н.э. в Китае было построено более
700 императорских дворцов, один из которых
был громадным: его центральный зал вмещал
более 10000 человек. Время, когда страна
объединилась в единое централизованное
государство (221-207 гг. до н.э. ознаменовалось
строительством основной части Великой
Китайской стены, которая частично сохранилась
до нашего времени.
Наука
Уже во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнение песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры наименее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н.э. древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за не сколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежат многие технические изобретения; в Ш в. до н.э. - магнитный прибор, прародитель, компаса, на рубеже нашей эры - водяная мельница, машина - насос, поднимающая воду на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.
Активно развивалась астрономия. Уже во П тысячелетия до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на 4 недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделили 26 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первые в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человека описали пятна на солнце: еще через 2 века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.
Таким образом, конфуцианство, даосизм и буддизм, существуя на протяжении многих веков постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного инкретизма. Конфуцианство преобладало в сфере этики и социально - семейных отношений, даосизм с его магией, метафизикой и пантеоном божеств и духов был обращен к сфере чувств и как бы компенсировал сухость и рационализм конфуцианства, буддизм заботился о замаливании грехов, рождал и поддерживал иллюзию о светлом будущем. Сочетание всех трех религий оказало существенное влияние на художественную культуру.
Проходят
тысячелетия, а традиционная культура
не Смотря на изменения в социально
- политическом строе мало подвергается
изменениям, что помогает без духовного
надлома разбиваться, если не считать
этапа «культурной революции», чуть было
не лишившей духовных ценностей целое
поколение.
Список
литературы:
Информация о работе Особенности конфуцианско-даосистского типа культуры