Особенности городской средневековой культуры. Готический стиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество. О готическом стиле немало написано в научной литературе. Изучением этого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др.

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 515.97 Кб (Скачать)

     Из-за запаздывания готики по  сравнению с французской в  Германии готические черты в  архитектуре сильнее сплавились  с романским. Наружный декор  много сдержаннее, скупее. Пример  ранней готики – церковь св.Елизаветы  в Марбурге.

     Кельнский собор (начат в 1248 г.. строился до XVI в., башни возведены в XIX в.) сходен в плане с Амьенским, даже есть венец капелл и аркбутаны, но своды выше (высота центрального нефа 46 м, башен – 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), «розу» заменило стрельчатое окно.

     Скульптурный декор, как и в  романский период, в немецких  храмах применяется больше в  интерьере, чем снаружи, он  разнообразнее по материалу: не  только камень, но и дерево, бронза, стук. Самыми характерными чертами  немецкой монументальной скульптуры  являются индивидуализация образов  и драматизм повествования. Французское  влияние не заслонило своеобразия  немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и даже экзальтацией. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (около 1240 г.). Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне – для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). Видимо, это первый гражданский конный монумент средневековья, ибо за целое тысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобного памятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более ранее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.

     Самым знаменитым циклом немецкой  скульптуры периода готики, без  сомнения, по справедливости считается  декор собора в Наумбурге. Рельефы «Страстей Христовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т.д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров этой эпохи.

     В позднеготической немецкой  скульптуре, так же как и во  французской, усиливается дробность  форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Знаменательно, что ростки нового искусства, Возрождения появляются, скорее всего в немецкой живописи, в то время как архитектура и скульптура в XV в. развиваются еще в русле средневековья.

3. Готический стиль  в Англии

     Готика Англии возникла очень  рано, в конце XII в., и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Как верно отмечено, английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестье – доминату собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики – собор в Солсбери (1220-1270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной 140 м, с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной аспидой. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м, и завершается шатровым покрытием. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. В готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш, контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевную сеть.

     По формам декора в английской  готике различают следующие стили:  ранний («ланцетовидный»), «украшенный»  и «перпендикулярный». Кентерберийский  собор (XII – XVвв.) – главный готический собор Англии, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня –демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней (западная часть, значительно более вычурная). Над всеми разновременными объектами возвышается огромная башня средокрестья.

     Собор Вестминстерского аббатства  в Лондоне, место коронации  и погребения английских королей  со времени Вильгельма Завоевателя,  впоследствии усыпальница великих  Англии, близок к французской  готике. С французскими храмами  его роднит наличие обхода  и венца капелл, аркбутанов и  контрфорсов, большая, чем принято  в английских церквях, высота  центрального нефа по отношению  к боковым. Вестминстерский собор  был начат еще в раннюю готику, и его восточная часть древнее  западной.

     Начиная со Столетней войны  строительство в Англии сокращается.  Достраиваются старые храмы или  к ним пристраиваются капеллы  (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в. в Вестминстерском аббатстве и пр.). Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке – «перпендикулярного» (последняя четверть XIV – середина XVI в.), характеризующегося легкостью стен, кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из веером расходящихся нервюр (собор в Уэльсе). Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в.) с его Вестминстер-холлм площадь 1500 кв.м.

     Готическая скульптура Англии  имеет чисто декоративный характер  и совершенно подчинена архитектуре.  В период «украшенного» и «перпендикулярного»  стилей в соборе так много  скульптурного декора, что, по  справедливому замечанию исследователей, создает впечатление «вибрации  архитектурных форм». Статуи  поставлены тесно одна к другой  и заполняют фасад, как в  соборе в Уэлсе (западный фасад). Развивается также мемориальная пластика.

     Монументальная готическая живопись  Англии развита очень слабо.  Из живописи наиболее интересна  монументальная, а, по давней английской  традиции, книжная миниатюра, особенно  школы Кентерберийская и винчестерская.  Как и во французской, в английской  миниатюре много элементов подлинной  реальной жизни (например, светские  хроники и богослужебные книги  восточно-английской школы XIV в., из которых самая знаменитая – Псалтырь королевы Марии, 1320).

4. Готический стиль  в Испании

     В XIII – XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII  столетие – время наиболее ожесточенной борбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев – феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие оранаментики (соборы в Леоне, 1205-1303 – XIV в.; в Бургосе, 1221-1238, достроен в XIV-XV в.; в Толедо, 1227-1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а колокольня Севильского собора, например, перестроена из минарета. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т.е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построены зодчими арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.

     Зрелая готика оставила прекрасные  образцы гражданской архитектуры,  особенно в Восточной Испании,  в Каталонии и Валенсии (ратуша  в Барселоне, так называемая  Шелковая биржа в Валенсии).

     Синтез скульптуры и живописи  готической поры нашел воплощение  в испанских алтарях – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет искусства приходится в основном на XV век.

     Особое место в европейской  художественной культуре XIII – XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в ре6зультате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе – так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкурустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372; в Орвието, 1295-1310). Пример поздней итальянской готики – это огромный, вмещающий в себя до 40 000 человек Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 г. – XV в., заканчивался в XIX в.). Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.

     В Италии сохранилось много  гражданских построек периода  готики. До сих пор украшением  Венеции являются ее мраморные  дворцы с аркадами, отражающимися  в воде каналов или лагун  (Дворец дожей, 1310г.-XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены – черты, характерная для восточной архитектуры.

     Готическое искусство представлено  также памятниками архитектуры  Нидерландов (ратуши в Брюгге, 13761-1421, Брюсселе, 1402-1450, Лувене, 1448-1563); Чехии (сбор св.Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св.Стефана в Вене, 1304 г. – середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII – вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV – XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV – XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477-1489); Скандинавии (собор в Турку, в XIII – XIV вв.).

     Искусство средневековья, просуществовав  тысячелетие, выдвинуло круг идей  и образов, новые эстетические  идеалы, новые художественные приемы  и новые содержание. Питаясь идеями  христианства, это искусство глубоко  проникло во внутренний мир  человека. Огромен интерес искусства  средневековья к нравственному  облику человека, к тому, что определяется более общо словом «духовность». 

Заключение 

     Итак, готика царила повсеместно.  Как в Париже Нотр-Дам, венский собор св. Стефана главенствует над огромной столицей. 
Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почти одинаковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по- дворцовому обширное пространство, — новшество германской готики. В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вызвал бурное светское строительство. В последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий — ратуш, торговых рядов и складов, домов цеховых организаций. Величественные городские звонницы — вечевые башни (бефруа), игравшие важную роль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду с собором, как бы символом мощи и богатства города, — замечательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.).

     Всюду строились замки со все  более совершенными укреплениями  и в то же время обставленные  со все возрастающей (особенно  в поздней готике) роскошью, проявляющейся  в пышной декоративности, высоких  стрельчатых окнах с причудливыми  переплетами, тройных каминах  во всю стену и т. д. 
Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами и башнями. Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг к другу готическим домам с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми башенками — всем тем, что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся средневековых кварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшего жизненного уклада. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Германская готика, также поражая своими размерами, стала своеобразным символом современных немцев, олицетворяя их национальную самобытность. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярна поговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная будет строиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Это напоминает слова одной песни: «...И пока она [Москва] будет стоять, не исчезнет Россия в веках...». Эти выражения символизируют целостность, неделимость и самобытность обществ, но если для россиян такой символ- Московский Кремль, то для западногерманцев этот символ - Кельнский собор.

Информация о работе Особенности городской средневековой культуры. Готический стиль