Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:24, курсовая работа
Мусульманская цивилизация являлась преимущественно цивилизацией городской. Аравийский полуостров с началом арабских завоеваний стал превращаться из центра арабского мира в сугубо провинциальный регион, значимость которого проистекала из того, что там находились религиозные столицы ислама - Мекка и Медина. Уже в IХ-Х вв., в представлении арабов-горожан, продолжавшие кочевать в аравийских степях бедуины выступали такими же дикарями, какими они ранее воспринимались эллинами.
1. Введение …………… ………………………………………….. 2
2. Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции……. 3-16
3. Современный ислам……………………………………………... 17-27
4. Вывод………………………………………………………........... 28
5. Список использованной литературы…………………………… 29
Симптоматично, что один из идеологов исламизма, Салих Сиррия, резко выступал против демократии как "образа жизни, противоречащего исламскому пути. При демократии люди властны издавать законы, разрешать и запрещать то, что они хотят, в то время как ислам не позволяет им решать, что есть "халяль" (разрешенное Аллахом) и что есть "харам" (запрещенное Аллахом), даже если между ними по какому-либо вопросу существует полное единодушие. Сочетать ислам с демократией - то же самое, что сочетать, например, иудаизм и ислам; точно так же, как человек не может одновременно быть мусульманином и иудеем, он не может быть в одно и то же время мусульманином и демократом".
И здесь мы видим, насколько пагубно для исламской цивилизации - как это ни парадоксально - то обстоятельство, что в ней отсутствует такой институт, как церковь с ее иерархической структурой, увенчанной наверху непререкаемым авторитетом. И католическую, и православную церковь издавна обвиняли в том, что данный тип структуры утверждает моноцентризм, препятствует свободе мысли. Но вот в рядах мусульман появляется Усама бен Ладен: не имея на то никаких прав, он издает фетвы и объявляет джихад, и некому его дезавуировать, нет духовного авторитета, который мог бы наложить вето на якобы исламские и коранические призывы Усамы и других фанатиков. Нет ни папы, ни патриарха. Особенность ислама в том, что, требуя строжайшего единомыслия по отношению к ядру учения пророка, к устоям веры, он имеет совершенно децентрализованную организацию и структуру. Мазхабы (богословские школы) признаются равноправными, столетиями существуют секты, которых никто не мог официально объявить еретическими, и хотя "врата иджтихада" (истолкования, решения вопросов богословско-правового комплекса) формально были закрыты тысячу лет тому назад, интерпретация многих важнейших проблем является прерогативой различных улемов и факихов (совсем недавно возобновился спор о применении шариата, о моделях государства, о том, каким сурам Корана - мекканским или мединским - следует отдавать предпочтение в случае противоречия между ними). Немудрено, что при таком положении вещей богословские авторитеты, даже отвергающие идеологию бен Ладена - а в исламском "мейнстриме" таких подавляющее большинство, - не располагают догматически обоснованным инструментарием воздействия на умы верующих, который позволил бы опровергнуть человеконенавистнические призывы экстремистов. Да и как они могли бы это сделать, если в одном из крупнейших мусульманских государств, Саудовской Аравии, официально господствует ваххабизм, многие идеи и положения, которого вполне соответствуют экстремальной идеологии сторонников "Аль-Каиды" и других подобных организаций.
Но
корни проблемы лежат еще глубже. Российский
ученый Дмитрий Фурман проницательно
отметил, что если в христианских странах
громадная сфера общественной и государственной
жизни оставалась свободной, способной
к развитию, поскольку церковь заботилась
лишь о том, чтобы все признавали ее абсолютную
власть в вопросах веры и редко вмешивалась
в социально-политические процессы, то
в мусульманском мире дело обстоит прямо
противоположным образом. "Любые социальные
формы и любые изменения должны оцениваться
с точки зрения одной вечной модели - модели
мединского государства (или протогосударства)
пророка, зафиксированной в шариате. Здесь
нет колоссальной "светской" сферы
жизни, безразличной с точки зрения религии
и поэтому - способной к эволюции". А
из этого вытекает неспособность и нежелание
тех людей, которые являются авторитетами
для мусульман и определяют интеллектуальный
климат в мире ислама, - богословов-правоведов,
проповедников - видоизменить систему
своих взглядов таким образом, чтобы она
перестала быть основой для состояния
вечной напряженности во взаимоотношениях
между исламским сообществом и "другими
мирами". Краеугольным камнем идеологии
духовных лидеров исламского мира остается,
как и тысячу лет тому назад, концепция
перманентного и нескончаемого противостояния
Дар альИслам и Дар аль-Хар. Это и есть
то поле, на котором так удобно произрастать
идее джихада в его воинственной интерпретации
- идее, логически ведущей к оправданию
террора.
Отвечая на поставленный вопрос: "Что
же не в порядке с миром ислама?", можно
утверждать, что дело обстоит неладно,
прежде всего, с духовным руководством
мусульман, которое не смогло предотвратить
появление в организме своей религии злокачественной
опухоли, поставившей под угрозу само
будущее исламской цивилизации.
В настоящее
время трудно предвидеть, как именно эта
цивилизация будет развиваться, как она
впишется в процессы глобализации, - слишком
дисперсным, разнообразным, разделенным
представляется мир ислама. Трудно указать
некие "общеисламские" цели для нескольких
десятков национальных государств с их
несхожими проблемами, потенциалами, интересами,
различным геополитическим положением.
Например, исторические судьбы Северной
Африки и ЮгоВосточной Азии определяются
столь многочисленными локальными факторами,
что любая единая модель развития, предложенная
для этих регионов, была бы искусственной.
Ясно,
что мусульманские государства будут
страдать от глобализации в ее нынешнем
виде так же, как и другие страны третьего
мира. Ведь исламскую цивилизацию, несмотря
на существование горстки стран, богатых
нефтью, в каком-то смысле можно назвать
"цивилизацией бедных". Кроме поставок
сырья, исламским странам почти нечего
внести в мировую экономику, хотя многие
из них успешно развивают перерабатывающую
и мелкую обрабатывающую промышленность.
А скованная догмами исламская общественная
мысль не в состоянии адаптироваться к
условиям информационной революции.
Вероятно, молодые
и приемлющие модернизацию элементы мусульманского
общества станут искать выход из положения
на пути приобщения к западным ценностям,
приспосабливая их к традиции и тем самым
все, более отдаляясь от наиболее архаичных
форм исламской цивилизации. Чтобы противодействовать
этой тенденции, другие, столь же молодые
и образованные люди будут стремиться
вновь, утвердить исламские ценности,
возродить веру путем обновления исламской
философии и создания новой школы фикха,
т. е. мусульманской юриспруденции и комплекса
социальных норм. Если это удастся, исламская
цивилизация выйдет из состояния склероза
и окостенения. В противном случае она
окажется в изоляции, и это может привести
к хантингтоновскому столкновению цивилизаций
с катастрофическими последствиями для
всего человечества.
Вывод:
Потенциально
мир ислама с его великими культурными
традициями и сотнями миллионов преданных
приверженцев обладает огромной мощью
и динамизмом; он мог бы внести большой
вклад в развитие человеческого общества.
Но для этого он должен преодолеть нынешнюю
болезнь, избавиться от разъедающей его
раковой опухоли. Без преувеличения можно
сказать, что исламская цивилизация переживает
критический, переломный момент своей
истории, и судьба этой великой цивилизации
прямо зависит от ее способности справиться
с демонами самодовольства, нетерпимости
и экстремизма.
Список использованной литературы:
1.
Аширов Н. “Ислам и нации”. М., 1975.
2.
Крывилев И. А. «Истории Религий». Мысль,Москва
1976г.
3.
Поляков С. «Ислам» «Книга - Вайланд».
Волгоград 1996г.
4.
Щапова Я. Н. «Религии Мира». Просвещение,
Москва 1994г.
5.
Энциклопедия “Мир и религии”. Просвещение,
Москва 1985г.