Основные виды искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Содержание

1. Введение...…………………………………………………………………… ...3
2. Понятие искусства. ………………………………………..…………………..4
3. Качественная характеристика видов искусства………………………….......5
4. Принципы классификации видов искусства………………………………...16
5. Взаимодействие видов искусств……………………………………………..20
6. Заключение…………………………………………………………………….21
8. Литература…………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.94 Кб (Скачать)

Хореографический образ  возникает из музыкально-ритмичных  выразительных движений, дополняемых  порой пантомимой, иногда специальным  костюмом и вещами из бытового, трудового  или военного обихода (оружие, платки, посуда и т.п.).

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк — это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

Фотоискусство — создание химико-техническими и оптическими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Документальность — «золотое обеспечение» фото, запечатлевающего навечно факт жизни. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу своеобразного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно-выразительные возможности.

Кино — искусство зрительных подвижных образов, создаваемых на основе достижений современной химии и оптики, искусство, обретшее свой язык, широко охватывающее жизнь во всем ее эстетическом богатстве и синтетически вбирающее в себя опыт других видов искусства.

Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств.

Телевидение — средство массовой видеоинформации, способное передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия; новый вид искусства, обеспечивающий интимность, домашность восприятия, эффект присутствия зрителя (эффект «сиюминутности»), хроникалъность и документальность художественной информации.

По своей массовости телевидение  сегодня обогнало кино. На земле  сейчас действуют тысячи передающих и ретранслирующих телестанций. Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха, из космоса. У телевидения свои критерии талантливости. Деятель телеискусства  должен соединять в себе качества актера, журналиста, режиссера, обаяние  и эрудицию, легкость и естественность общения с людьми, мгновенность реакции, находчивость, остроумие, способность  к импровизации и, наконец, гражданственность, публицистичность. К сожалению, не все  выходящие в эфир обладают этими  качествами.

Важная эстетическая особенность  телевидения — передача «сиюминутного  происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя  в тот поток истории, который  течет именно сейчас и о котором  только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра —  литература, театр, живопись.

Эстрада — равноправное взаимодействие литературы, музыки, балета, театра, цирка; массовое зрелище с усиленным занимательно-развлекательным началом, обращенное к «пестрой» аудитории. Эстрада производит столь специфическое эстетическое воздействие на зрителя, что можно говорить о рождении нового вида искусства из равноправного сосуществования ряда искусств.

Приемы современного (авангардистского) искусства:

Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм.

Художники этого направления имитировали  фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые  здания и прохожих на улицах. При  этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей  и др. Игра отражений на таких  поверхностях создает впечатление  взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования  фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и  масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить  все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального  почерка художника.

Кроме этого, посетители выставок этого  направления могли встретить  в залах человеческие фигуры, выполненные  из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в  готовое платье и раскрашенные таким  образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много  путаницы и шокировало людей.

Фотореализм поставил своей задачей  обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах "технических  искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм  в своих программных работах  оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать  с самой жизнью.

Реди-мейд (англ. ready made - готовый) - один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда заключается в  следующем: при смене окружения  изменяется и восприятие объекта. Зритель  видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и  цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению  к своим "готовым объектам" (расческе, велосипедному колесу, сушилке  для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение  в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

Инсталляция (от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.

Энвайронмент (англ. environment - окружение, среда) - обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 60-70-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.

Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) - разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.

Они рассматривают эту форму  как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые  участники акции.

Действие хэппенинга провоцирует  свободу каждого участника и  манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое  значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным  побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В  хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства  с течением самой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы классификации  видов искусства

Проблема выделения видов искусства  и выяснения их особенностей волновала  человечество с давних пор. Первая классификация  видов искусства, которую проводили  Платон и Аристотель, не выходила за рамки изучения специфики отдельных видов искусства. Первую целостную классификацию предложил И. Кант, но не в практической, а в теоретической плоскости. Первую систему изложения взаимосвязи конкретных видов искусства дал Гегель в лекции «Система отдельных искусств», в фундамент которой он положил соотношение идеи и формы, создав классификацию видов искусств от скульптуры до поэзии.

В XX столетии Фехнер классифицировал виды искусства с психологической точки зрения: с позиций практической пользы вида искусства. Так, он отнес к искусству и кулинарию, и парфюмерию, т.е. виды эстетической деятельности, которые, кроме эстетических ценностей, выполняют и иные практические функции. Приблизительно таких же взглядов придерживался и Г. Монро — насчитал около 400 видов искусств. В эпоху средневековья сходных взглядов придерживался Фараби. Многовидность искусства складывалась исторически как отображение многосторонности реальной действительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком. Следовательно, выделяя какой-либо вид искусства, мы имеем в виду форму искусства, которая сложилась исторически, ее основные функции и классификационные единицы.

Разделение искусства на виды обусловлено:

1)  эстетическим богатством и  многообразием действительности;

2) духовным богатством и многообразием  эстетических потребностей художника;

3) богатством и многообразием  культурных традиций, художественных  средств и технических возможностей  искусства.

Многообразие видов искусства  позволяет эстетически осваивать  мир во всей его сложности и  богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами  в сравнении с другими искусствами.

Каковы же принципы классификации  искусств?

Прежде всего, среди видов искусства  различают изобразительные (живопись, графика, скульптура, художественная фотография) и неизобразительные (музыки, архитектура, декоративно-прикладное искусство, хореография). Различие между ними состоит и  том, что изобразительные искусства  воспроизводят жизнь в подобной ей форме (изображают ее), тогда как  неизобразительные передают непосредственно  внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения посредством  формы, "непохожей" прямо на объект отображения. Различие это не является, конечно, абсолютным,. поскольку, во-первых, все виды искусства выражают отношение  к каким-то сторонам жизни, так что  термин выразительные искусства (так  иногда называют неизобразительные  виды художественного творчества), сложившийся исторически, не отличается точностью. И все же разграничение  искусств на изобразительные и неизобразительные  не только имеет основание, но и является определяющим в морфологии (классификации) искусств, ибо базируется оно на различии предмета отображения. Изобразительные  искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека, неизобразительные - к результатам  воздействия действительности на духовный мир личности (миросозерцанию людей, их чувствам, переживаниям и т. п.). Поэтому  для первых основой является изображение  предметного мира. Мысли же и чувства  передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях. Основой  же вторых является воплощение мыслей, чувств, настроения, а обрисовка  предметов реальной действительности, если она имеется, носит, как правило, опосредованный характер.

Весьма существенно деление  искусств на статические (пространственные) и динамические (временные). К первым относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, художественная фотография; ко вторым - литература, музыка, танец. Пространственные искусства с огромной силой воспроизводят видимую  красоту действительности, гармонию пространства, способны привлечь внимание к отдельным сторонам отраженного  мира, к каждой детали самого произведения, что делает их незаменимыми в эстетическом воспитании, обучении красоте. Вместе с тем они бессильны непосредственно  передать изменения жизни, ее течение. Это с успехом делают временные  искусства, способные воссоздать и  ход событий (литература), и развитие чувств человека (музыка, хореография).

Не все виды искусства можно "причислить" к тому или иному  четко отграниченному типу. На основе синтеза простых искусств вырастают  искусства синтетические. К их числу  относятся театр, кино, телевидение. Они, как правило, сочетают в себе черты искусств изобразительных  и неизобразительных, пространственных и временных, так что их иногда даже относят к особой группе пространственно-временных  искусств.  По характеру эстетического  воздействия на человека, с учетом, конечно, особенностей содержания и  образа, а в известной мере н  материала, искусства делятся на зрительные и слуховые. Великий русский  физиолог И. М. Сеченов отмечал, что  зрительная память есть память прежде всего пространственная, тогда как  память слуховая - память временная. Зрительные впечатления связаны поэтому  по преимуществу с пространственными  искусствами, слуховые - с временными. Искусства синтетические воспринимаются обычно и зрением и слухом.

Информация о работе Основные виды искусства