Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Конец XIX − начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Содержание

Введение……………………………………………………….… 2
1. Основные черты и значение “Серебряного века”
для культуры России………………………………………....3
2. Просвещение……………………………………………...4
3. Наука……………………………………………...………....6
4. Литература………………………………………………...7
5. Театр и музыка …………………………………..….……8
6. Архитектура и скульптура …………….………......…….9
7. Живопись …………………………………………….…...10
Заключение……………………………………………………......12
Список использованной литературы……………………………13

Работа содержит 1 файл

культурологи.мама.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

Введение……………………………………………………….… 2

  1. Основные черты и значение “Серебряного века”

для культуры России………………………………………....3

  1. Просвещение……………………………………………...4
  2. Наука……………………………………………...………....6
  3. Литература………………………………………………...7
  4. Театр и музыка …………………………………..….……8
  5. Архитектура и скульптура …………….………......…….9
  6. Живопись …………………………………………….…...10

Заключение……………………………………………………......12

Список использованной литературы……………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Конец XIX − начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода  является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую  культуру.

Одним из первых профессионально использовал термин «Серебряный век» П.Н. Милюков в  своей «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 г. по случаю 125-летия со дня рождения поэта. Интересные суждения высказывал критик «аполлоновец» С. К. Маковский в воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века». Он определял тип культуры этой поры как «стремление к запредельному», «искание высшей правды», как «мятежное, богоищущее, бредившее красотой» искусство иной, «не марксистской, не бездуховно-рабской России».

Серебряный век  как культурная эпоха включает в  себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.

Хронологические рамки Серебряного  века более определенны, чем его  содержание: 20−25 лет на рубеже XIX−XX вв. Начало − рядовые, на первый взгляд, события: в 1894 г. вышел первый «брюсовский» сборник поэтов-символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского «Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин; в 1898 г. в Петербурге основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» СП. Дягилева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России

Художественная культура рубежа веков  –важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, “всеобщей переоценки ценностей”, по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры.

Серьезной критике со стороны многих художников-реалистов подвергся  примат социальности в передвижничестве. В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве  как отказ от гражданских идеалов  и веры в разум, погружение в сферу  индивидуалистических переживаний. Эти  идеи были выражением социальной позиции  части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким  образом она отражала в своем  творчестве кризисные явления тогдашней  общественной жизни.

Декадентские настроения захватили  деятелей различных художественных направлений, в том числе и  реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Понятие “модернизм” (фр. тое1егпе – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению анти реалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего, в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907), который пользовался большой популярностью как самый “модный” роман. Его герой издевался над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции”. С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

    1. Просвещение

 

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в  особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических  учебных заведений. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Университет Шанявского, работавший в 1908−1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

Вначале XX в. получило развитие высшее женское образование. В то время в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений. В 1911 г. право женщин на высшее образование было признано юридически.

Одновременно с воскресными  школами стали действовать новые  типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета), просветительские рабочие общества и народные дома − своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (например, Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение  оказало развитие периодической  печати и книгоиздательства. Вначале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 − более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного журнала «Нива» (1894−1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин  в Петербурге и И.Д. Сытин в  Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам. В 1989−1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Крупные издательства ставили перед  собой достаточно демократические  цели. Так, И.Д. Сытин выпускал книги  серии «Библиотека для самообразования», А.С. Суворин − серию «Дешевая библиотека». Цены на такую литературу были действительно весьма низкими.

Начало XX в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в провинциальных городах появляются многочисленные научные общества, проводятся научные  съезды и конференции по проблемам  воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики, сельского  хозяйства и др. Индустриализация России способствовала бурному росту  естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых имели  прогностическое значение для развития всей мировой науки. Так, основы современной  аэродинамики заложил великий русский  исследователь Н.Е. Жуковский, основавший в 1904 г. Аэродинамический институт под  Москвой. На рубеже XIX−XX вв. получили развитие новые области науки, в том  числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский  − основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

К.Э. Циолковский разрабатывал теоретические  основы воздухоплавания, аэро- и ракето-динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель − ракету.

Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается  в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Велико научное значение трудов великого русского ученого физиолога  И.П. Павлова. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально  новые методы исследования. Наиболее значительные исследования Павлова  относятся к физиологии кровообращения. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская  премия. Десятилетия последующей  работы по этим направлениям привели  к созданию учения о высшей нервной  деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом  в 1908 году за исследования в области  сравнительной патологии, микробиологии  и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших  в естествознании. В философии  получил широкое распространение  идеализм. Русская религиозная философия  с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась  едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и  всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный  век» русской культуры, были заложены B.C. Соловьевым.

Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и  стремление к новой форме христианского  сознания; необычайно острое ощущение истории − не космоцентризм и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества − узловой пункт его построений. Его система − опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В.В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Русский религиозно-философский  Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк − во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Наука

 

  1. Во второй половине XIX –  начале ХХ в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.
  2. В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М.Бутлеров. Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г.Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н.Яблочкова (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа накаливания). Золотой медали был удостоен А.С.Попов за изобретение электрической связи без проводов (радио). П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную природу света. Н.Е.Жуковский создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. К.Э.Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Информация о работе Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России