Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:18, контрольная работа
Конец XIX − начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Введение……………………………………………………….… 2
1. Основные черты и значение “Серебряного века”
для культуры России………………………………………....3
2. Просвещение……………………………………………...4
3. Наука……………………………………………...………....6
4. Литература………………………………………………...7
5. Театр и музыка …………………………………..….……8
6. Архитектура и скульптура …………….………......…….9
7. Живопись …………………………………………….…...10
Заключение……………………………………………………......12
Список использованной литературы……………………………13
Содержание:
Введение……………………………………………………….
для культуры России………………………………………....3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………13
Введение
Конец XIX − начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.
Одним из первых
профессионально использовал
Серебряный век как культурная эпоха включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.
Хронологические рамки Серебряного века более определенны, чем его содержание: 20−25 лет на рубеже XIX−XX вв. Начало − рядовые, на первый взгляд, события: в 1894 г. вышел первый «брюсовский» сборник поэтов-символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского «Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин; в 1898 г. в Петербурге основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» СП. Дягилева.
Художественная культура рубежа веков –важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, “всеобщей переоценки ценностей”, по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры.
Серьезной критике со стороны многих
художников-реалистов
Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.
Понятие “модернизм” (фр. тое1егпе – современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному облику, дальнейшей судьбе в литературе Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело к известному оживлению анти реалистических течений в художественной культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания, распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии. “Властителями душ” значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели, подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего, в культе силы “сверхчеловека”, свободного от морально-нравственных и общественных идеалов. Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева “Санин” (1907), который пользовался большой популярностью как самый “модный” роман. Его герой издевался над теми, кто “готов пожертвовать жизнью ради конституции”. С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что “всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту”. Писатели, подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.
Растущая потребность в
Вначале XX в. получило развитие высшее женское образование. В то время в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений. В 1911 г. право женщин на высшее образование было признано юридически.
Одновременно с воскресными
школами стали действовать
Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. Вначале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 − более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного журнала «Нива» (1894−1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.
Крупнейшие книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам. В 1989−1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина.
Крупные издательства ставили перед
собой достаточно демократические
цели. Так, И.Д. Сытин выпускал книги
серии «Библиотека для
Начало XX в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в провинциальных городах появляются многочисленные научные общества, проводятся научные съезды и конференции по проблемам воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики, сельского хозяйства и др. Индустриализация России способствовала бурному росту естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых имели прогностическое значение для развития всей мировой науки. Так, основы современной аэродинамики заложил великий русский исследователь Н.Е. Жуковский, основавший в 1904 г. Аэродинамический институт под Москвой. На рубеже XIX−XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский − основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
К.Э. Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракето-динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель − ракету.
Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.
Велико научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия. Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом в 1908 году за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.
Гуманитарные науки испытывали
большое влияние процессов, происходивших
в естествознании. В философии
получил широкое
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены B.C. Соловьевым.
Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории − не космоцентризм и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества − узловой пункт его построений. Его система − опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В.В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.
Русский религиозно-философский Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк − во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм.
Информация о работе Основные черты и значение “Серебряного века” для культуры России