Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:59, доклад
Олимпийские игры, самые значительные из всегреческих игр, справлявшихся в честь Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Победным призом был венок из листьев оливы. История Олимпийских игр уходит в догомеровские времена: общепринятая датировка первых Олимпийских игр 776 год до н. э. есть произвольное установление 4 в до н э., сделанное на основании реконструкции списков победителей.
Участники
должны были записываться за год в особый
список, который находился в ведении должностных
лиц Элиды. Затем в течение десяти месяцев
они готовились. Все, за исключением победителей
на олимпийских играх и атлетов, пользовавшихся
всеобщей известностью, обязаны были проходить
тридцатидневное испытание в гимнасии
Элиды; большая часть проводила там все
десять месяцев, упражняясь под наблюдением
элланодиков, которые, таким образом, знакомились
с каждым из них. При приближении дня игр
их переводили в Олимпию, где отводили
для них специальные помещения. В сопровождении
своих отцов, братьев и учителей они торжественно
отправлялись в Булевтерий. Там, простерев
руки нал алтарем Зевса Геркейского, на
котором дымились внутренности кабана,
давали н присутствии элланодиков клятву
честно участвовать в состязаниях.
Первый день начинался состязаниями в беге. Еще задолго до рассвета все прибывшие, разбившись на группы по нациям, собирались на окружающих холмах. С восходом солнца раздавался звук трубы. Элланодики, одетые в красные одежды, проходили через все поле состязаний и занимали возвышение, устроенное для них напротив старта. Вокруг них на почетных местах рассаживались должностные лица и жрецы Элиды, общественные гости, депутации различных государств и все выдающиеся чужеземцы. Вблизи стоял трон единственной замужней женщины, допускавшейся на это зрелище, жрицы Деметры Хамины. Но вот раздается новый звук трубы. На арену выступает глашатай и громко кричит: «Пусть явятся участники в беге!» Затем один из служителей вызывал поочередно участников, в то время, как другой провозглашал его имя и родину перед толпой, спрашивая, не протестует ли кто-либо против его права на звание гражданина и честного человека. Один из элланодиков обращался к атлетам с речью и приказывал недостойным удалиться. После этого бегуны входили в здание, расположенное между стадиумом и ипподромом, для то чтобы снять одежду и натереться маслом. Но вот они появляются раздетыми. Приносят урну Зевса, серебряную вазу с деревянными жетонами, на которых вырезаны буквы азбуки. Каждый участвующий занимает по жребию то место, которое ему достается из общего числа двадцати участников. Алитарх отбирает жетоны, проверяет их и указывает каждому атлету его место. По сигналу трубы стартовали первых четверо. Первый добежавший до того места, где сидели элланодики, объявлялся победителем и получал право участия в окончательном состязании. В таком порядке проходило пять забегов по четыре человека в каждом. После этого состязание происходи между победителями предварительных бегов. Затем судьи выносили решение и провозглашали имя победителя, по имени которого получала название и сама олимпиада. Таков был бег простой. Двойной состоял в том, что бегун стартовал от того места, где сидели элланодики, поворачивал в конце дистанции и снова возвращался к старту. При шестерном беге шесть раз обегали вокруг арены. Что касается бега с оружием, он откладывался до конца игр. При этом испытании требовалось в полном вооружении дважды пробежать по ее стадиуму. Первоначально требовалось бежать со щитом, в шлеме, с копьём и в наколенниках, но мало-помалу эту тяжесть облегчали, что в IV веке состязавшиеся бежали только с одним щитом.
Как и в беге, состязания в борьбе постепенно усложнялись. При простой борьбе боролись одними руками. Чтобы стать победит необходимо было три раза положить противника на землю так, чтобы он коснулся земли своими плечами. Борцы соединялись попарно по жребию. В урну клали по две буквы А, по две буквы Б и т. д. Вытянувшие
одинаковые буквы боролись друг с другом. Затем победители каждой группы снова по жребию разбивались на пары до тех пор, пока не оставался один. Так же поступали при кулачном бое и при панкратионе. Во время кулачного боя головы атлетов защищались бронзовыми колпаками, а на кулаки наматывали ремни с металлическими накладками. Это было страшное состязание. Прежде чем нанести удар, долго выжидали нужный момент, поднимали руки, чтобы защитить голову, старались поставить противника против солнца. Затем со всей силой обрушивались своими кулаками в железной оправе на лицо и бока противника. Из этой борьбы выходили обычно обезображенными или искалеченными, все в крови; при этом часто умирали. Бой длился до тех пор, пока один из противников не признавал себя побежденным. Панкратион представлял собой соединение борьбы и драки. Состязавшиеся имели право бить, валить на землю, хватать за горло, но не разрешалось кусаться, и руки не были защищены; часто обессиливали противника, ломая и выворачивая ему пальцы.
Пятиборье (пентатлон) состояло из пяти испытаний: прыжки, метание диска, метание дротика, простой бег и борьба. Два последних испытания нам уже известны. Для прыжков входили на небольшую насыпь и, чтобы усилить прыжок, выбрасывали вперед руки с гирями, благодаря чему перепрыгивали огромные расстояния, до пятнадцати метров. В следующем испытании, метании дисков, использовались три тяжелых полированных бронзовых диска с отверстием посредине. Атлет входил на возвышение и бросал свой диск, насколько мог Дальше. При метании дротиков целились в мишень. Все движения атлетов сопровождались музыкой на флейте. Часто возникал вопрос, каким образом присуждался приз при пятиборье. Возможно, что первые три испытания были предварительными. При прыжках, бросании диска и метании дротика требовалось достичь определенной границы; тот, кто этого сделать не мог, выбывал из состязаний по бегу и борьбе.
Упражнения детей были точным воспроизведением состязаний взрослых. Во всяком случае, издавна из этих упражнений было исключено пятиборье как слишком тяжелое для не совсем еще сложившихся юношей.
На ипподроме всегда оставались самыми популярными бега на колесницах, напряженных четверкой лошадей. В этом состязании требовалось пройти мимо стартового столба двенадцать раз. Позднее стали допускаться бега на мулах, на парных упряжках и на колесницах, запряженных двумя или четырьмя жеребятами. Наиболее важным нововведением были скачки на верховых лошадях. Прыжки через препятствия не применялись, но прежде чем достигнуть цели, всадник должен был соскочить на землю и бежать за лошадью, не выпуская поводьев из рук. Потом стали допускаться и скачки на кобылицах и жеребятах. Приз присуждался владельцу лошади или колесницы, а не наезднику или ездоку.
Неизвестно, в каком именно порядке проходило само состязание. Вначале все заканчивалось в один день. Когда программа стала более длинной, состязание продолжалось до трех дней. Начинали, как правило, с состязаний юношей. На другой день, утром, проходил бег, а после полудня борьба, кулачный бой и панкратион. Утро третьего дня отводилось для конских состязаний, а после полудня проходило пятити6орье и бег с оружием. Но из этого правила допускались 1 исключения.
В
IV веке придумали еще два состязания
- соревнования глашатаев и трубачей.
Победители
После каждого состязания провозглашалось имя победителя, и его отца и его родина. Атлет или владелец колесницы приближался к судьям, которые вручали ему пальмовую ветвь. После этого родители Друзья, сородичи, знакомые и незнакомые поклонники его приветствовали, бросали ему цветы, поднимали на плечи. Раздача призов происходила в последний день праздника. Первоначально раздавались драгоценные вещи, треножники, богатые ткани. Впоследствии стал раздавать простые венки из дикой оливы, украшенные лентами; дерево, с которого брались ветки, по преданию, было посажено Гераклом и находилось рядом с главным храмом Зевса.
Именно в этом храме и происходила церемония награждения. В присутствии должностных лиц, элидских жрецов и представителей всех греческих стран элланодики возлагали венки на головы победителей. После этого устраивалось шествие. Новые олимпионики, предводительствуемые элланодиками и сопровождаемые представителями гражданской и религиозной власти, общественными гостями, депутатами различных государств и даже статуями богов, спускались и Альтис, где их ожидала восторженная толпа. Одетые в яркие одежды, с венками на головах и пальмовыми ветвями в руках, они медленно шествовали под звуки флейт и песен; за ними вели убранных цветами лошадей, кобылиц и жеребят, одержавших победы; певцы во весь голос распевали соответствующие случаю песни. После каждой строфы или куплета все присутствующие подхватывали хором священный припев, взятый из стихотворений Архилоха: «Слава тебе, могучий Геракл, победитель на играх. Слава тебе, Иолай! Слава благородной чете! Тенелла, тенелла, слава победителю!» Шествие приближалось к алтарям двенадцати богов, где победители приносили свои жертвы и возносили благодарственные молитвы. После этого процессия снова трогалась в путь. Она направлялась на этот раз к пританею, где гражданами Элиды устраивалось большое пиршество. На этот пир в честь победителей приглашались все выдающиеся люди Олимпии, должностные лица и жрецы, проксены и теоры. Толпа, теснившаяся у дверей, жадно прислушивалась к доносившимся веселым крикам приветствий. Слава победителей получала окончательную санкцию, как только их имена вносились в списки олимпиоников в гимнасии.
После этого праздник считался официально оконченным. Но обычно продолжался еще несколько дней за счет великодушных победителей. Они собирали вокруг себя своих родственников, друзей, соотечественников и устраивали пиры. Алкивиад пригласил на свой пир всех присутствующих. Начиная с VI века, победители имели право на постановку одной статуи в Алтисе. Сначала чаще всего это была просто какая-нибудь идеальная фигура. Но любой атлет, увенчанный трижды, мог поставить собственное изображение. Эти статуи заказывались лучшим художникам того времени. Издержки по ее изготовлению оплачивались победителем, его семьей, учителем или же его родным городом. Самое дорогое достояние, согласно пословице, это золотая статуя в Олимпии.
Возвращение победителя в свое отечество было сплошным триумфом. Он приезжал в сопровождении целой свиты друзей и простых зевак. Одетый в пурпур, он въезжал в колеснице, запряженной четверо кой лошадей. Эксенет из Агригента въехал в сопровождении множества колесниц, из которых триста были запряжены белыми лошадьми. Процессия направлялась, прежде всего к храму Зевса, которому, победитель посвящал свой венок; затем, при пении гимнов и звуках труб, она приходила к пританею, где для нового героя было приготовлено торжественное пиршество. Долгое время потом праздновалась годовщина этого события. Обычно в этот день олимпионик отправлялся в храм Зевса, снова надевал свой венок, обходил в нем весь город сопровождении своих родных и друзей, посещал храмы. Часто государство давало победителям разные привилегии. Чаще всего оно воздвигало в честь него две статуи, одну в Олимпии, другую на общественной площади, в храме или в гимнасии его родного города. В портиках выставляли его изображение. Во многих странах, особенно в Сицилии, выбивали особые монеты как воспоминание об олимпийских победителях. В Афинах победитель получал премию в пятьсот драхм, в других местах - пожизненную ренту, в Аргосе - бронзовый щит, а в Пеллене - шерстяной плащ. Своей победой он завоевывал себе преимущественное право на занятие общественных должностей, особенно по руководству гимнасием. Для него оставлялось почетное место в театре, на празднествах, на поле битвы. Иногда ему воздвигали гробницу за счет государства. Лошади-победительницы могли рассчитывать на хороший уход и спокойную старость. После смерти им воздавали почести, воздвигая на их могилах монументы. К возвращению
победителя или к годовщинам его победы заказывали какому - нибудь известному поэту, Пиндару, Симониду, триумфальную оду которую и исполняли под аккомпанемент музыки с танцами, подобно нашей опере. В этих одах слава победителя распространялась и на его родных, предков, его государя и отечество, на божества и героев или его страны, или Олимпии.
Ничто не могло сравниться с гордостью олимпионика. Благодаря своему минутному успеху он занимал место среди первых людей своего времени. Он становился влиятельным лицом, часто избирался в качестве посредника при каких-либо недоразумениях между государствами, мог быть уверенным, что не будет забыт потомками. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили до того, что подобным персонажам воздавали божеские почести и некоторых из них начинали боготворить еще при жизни: Эвсимий из Лакры мог совершать возлияния и приносить жертвы своему собственному изображению. //Гиро Поль. Быт и нравы Древних Греков /Поль Гиро. - Смоленск: Русич, 2002. - С. 284 - 299.