Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:37, реферат

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………3
2. Культурные преобразования в России после Октябрьской революции ………………………………5
3. Литература и искусство в СССР в 20 годы…………………..7
4. Культурное развитие СССР в 30 годы ………………………10
5. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период …………………………………………14
6. Наука и культура в период «оттепели» ………………………16
7. Культура периода «застоя» …………………………………..18
8. Общественная и культурная жизнь в СССР 1985-1991 года …………………………………………………21
9. Культура последнего десятилетия ХХ века …………………23
10. Список используемых материалов …………………………..26

Работа содержит 1 файл

referat.docx

— 97.11 Кб (Скачать)

Министерство  Российской Федерации по связи и  информатизации

Ур филиал СибГУТИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по Культурологии 
 

на тему:

«Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                         Выполнил: студент гр. М-21

                                                                                   Бунзяк Николай Михайлович 

                                                                                                          Проверил:

                                                                                   Махова Татьяна Викторовна

Екатеринбург, 2002

Содержание

 
 
 
 
  1. Введение  ………………………………………………………3
  2. Культурные преобразования в России                                                        после Октябрьской революции ………………………………5
  3. Литература и искусство в СССР в 20 годы…………………..7
  4. Культурное развитие СССР в 30 годы ………………………10
  5. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и   послевоенный период …………………………………………14
  6. Наука и культура в период «оттепели» ………………………16
  7. Культура периода «застоя» …………………………………..18
  8. Общественная и культурная жизнь в СССР                                           1985-1991 года …………………………………………………21
  9. Культура последнего десятилетия ХХ века …………………23
  10. Список используемых материалов …………………………..26

Введение

 
 

 

  Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

  Современное  научное определение культуры  отбросило аристократические оттенки  этого понятия. Оно символизирует  убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

   Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

    Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

    Культура  —  цемент здания общественной  жизни. И не только потому, что  она передается от одного человека  к другому в процессе социализации  и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

    Культура  не только укрепляет солидарность  между людьми, но и является  причиной конфликтов внутри групп  и между ними. Это можно проиллюстрировать  на примере языка, главного  элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой  -  общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании      представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,   некоторые группы     употребляют

“ более правильный”  английский, чем другие. В Америке  имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

    По  мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    В  языке жителей Тробриандских  островов одно слово обозначает  шесть различных родственников:  отца, брата отца, сына сестры  отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

    Это  различие между двумя языками  объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

    Таким  образом, изучение слов языка  позволяет человеку ориентироваться  в окружающем мире посредством  отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

    Каждая  культура формирует определенные  представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

   Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. 

   

    Культура  — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурные  преобразования в России после Октябрьской революции

 
 

     Революция коренным образом изменила жизнь  российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый  этап отечественной истории –  советский. По масштабу и глубине  произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.

     Резкий  слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной России. Одной из сфер, развитие которой отразило эту двойственность, явилась сфера образования и науки. Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

     Главным достижением молодого советского государства  явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.

     Значительны были успехи в деле демократизации среднего и высшего профессионального образования. Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат и «трудовое» крестьянство.

     Вместе  с тем развитие системы образования  сталкивалось с серьезными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием масштабной демократизации образования, которую невозможно было провести без некоторой потери качества.

     Школа стала могучим идеологическим оружием  в руках большевистского государства. Кардинальному изменению подверглись  учебные программы, из которых были исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру установившегося политического режима (такие как Закон Божий), но и философия, история, на волне революционного максимализма также отнесенные к «пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.

     Важную  роль в становлении новой советской  культуры сыграли экстренные меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного наследия прошлого, которое, будучи связано в сознании «революционных масс» с бытом «господствующего класса», подчас подвергалось бессмысленному варварскому истреблению (например, крестьяне сожгли усадьбу А. А. Блока Шахматово вместе с прекрасной библиотекой). Были приняты декреты об охране библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб. Ценой огромных усилий в условиях гражданской войны и повсеместной разрухи удалось сохранить большое количество памятников истории и культуры, хотя очень многое было утрачено.

     Важным  мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения грамотности, была реформа правописания, проведенная  в 1918 г. О необходимости проведения такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была проведена подготовительная работа, которая, однако, из-за противодействия сторонников традиционной орфографии не была завершена реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, Θ,ѣ, ע, употребление которых регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на согласные.

Информация о работе Очерк из истории Русской культуры советского и пост советского периода