Общие стилистические особенности искусства Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:49, реферат

Описание работы

Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль.. Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. Художники Возрождения видели свой идеал в античном искусстве.

Работа содержит 1 файл

doklad_po_kulturologii.docx

— 16.78 Кб (Скачать)

 

 Общие стилистические особенности  искусства Возрождения

Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль.. Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. 

Художники Возрождения видели свой идеал в античном искусстве. Великие  творения античности восхищали людей, привыкших к мрачным образам  средневековья. Кроме того, для человека эпохи Возрождения характерны рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание жизненных противоречий, стремление к осмысленности не только индивидуального существования, но и цивилизации в целом, которые свойственны и античному человеку. Прекрасный человек эпохи Возрождения — бесстрастное гармоничное тело, красоту которого, как это было в эпоху греческой классики, может лишь исказить выражение чувств и мыслей. Все искусство Итальянского Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и мудрости в устройстве мира. Оно было очень земным и одновременно возвышенным – в этом одна из стилистических особенностей искусства Возрождения. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности, их внимание привлекает реальный земной мир. Для живописи эпохи Раннего Возрождения характерно использование скупых пластических форм для передачи глубины переживаний человека и нового ощущения человеческого достоинства. 

В эпоху Высокого Возрождения выдающийся художник Леонардо да Винчи преодолевал  натурализм живописи Готики и Раннего  Возрождения. Он изображал пластическое движение, устраняющее холодность рациональной гармонии, пытался преобразить конкретное в идеальное. Основной в искусстве Возрождения была дилемма: как изобразить величие духа через движение форм человеческого тела, которую стремился разрешить скульптор Микеланджело Буанарроти. В его скульптуре «Давид» наиболее ярко отразился художественный конфликт телесной языческой красоты и духовного пафоса нового христианского искусства Возрождения. А в архитектуре в это время появился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. 

 В Италии в 40-е годы XVI в. была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь манеру великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль маньеризм, связанный с кризисом художественных идеалов эпохи Возрождения, который характеризуется превалированием формы над содержанием. Маньеризм отличают субъективизм, вычурность, изощренность формы, в нем наблюдается усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников.

 Стиль искусства эпохи Возрождения  есть синтез античности и средневековья.  Искусство Возрождения соединило  в единое целое телесность  и духовность человеческого существа, открыло дорогу для создания  образа совершенного человека  и тем самым оказало великую  услугу социальному прогрессу. 

В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные  человеку (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции.

Подводя итог, хотелось бы вывести  характерные особенности стиля  Возрождения можно вывести в  следующих кратких характеристиках: 

 Цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый.

 Линии: полуциркульные. 

 Геометрический  рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник. 

 Форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками; арочные галереи, колоннады; круглые, ребристые купола; высокие и просторные залы, эркеры. 

 Конструкции: массивные и визуально устойчивые

В архитектуре:  Окна, прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом, круглые, полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные. Устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход. Кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка. 

Когда Леонардо писал ее портрет, она  не улыбалась. К ней приглашали актеров  и музыкантов, но улыбка не появлялась на ее лице, тогда Леонардо рассказал  ей историю.

Жил-был один бедный человек, было у него четыре сына: три умных, а  один из них и так, и сяк. Перед  смертью, отец позвал к себе детей  и сказал: “Сыны мои, скоро я  умру. Как только вы схороните меня, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастья. Пусть  каждый из вас чему-нибудь научится, чтобы мог кормить сам себя”. Отец умер, а сыновья разошлись по свету, договорившись спустя три года вернуться на поляну родной рощи. Пришел первый брат, который научился плотничать, срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину, отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину и, так как он был портной, в одну минуту одел ее: как искусный мастер он сшил для нее красивую шелковую одежду. Третий сын украсил женщину золотом и драгоценными камнями – ведь он был ювелир. Наконец, пришел четвертый брат. Он не умел плотничать и шить, он умел только слушать, что говорит земля, деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных тел и еще умел петь чудесные песни. Он запел песню, от которой заплакали притаившиеся за кустами братья. Песней этой он оживил женщину, она улыбнулась и вздохнула. Братья бросились к ней и каждый кричал одно и то же: “Ты должна быть моей женой”. Но женщина ответила: “Ты меня создал – будь мне отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. 

А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один мне нужен на всю жизнь”. Закончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу, ее лицо озарилось светом, глаза сияли. Потом, точно пробудившись от сна, она вздохнула, провела по лицу рукой и без слов пошла на свое место, сложила руки и приняла обычную позу. Но дело было сделано – художник пробудил равнодушную статую; улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая лицу изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение, как у человека, который узнал тайну и, бережно ее храня, не может сдержать торжество. Леонардо молча работал, боясь упустить этот момент, этот луч солнца, осветивший его скучную модель...”.

 


Информация о работе Общие стилистические особенности искусства Возрождения