Общие понятия модернизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

В модернистском искусстве мы постоянно сталкиваемся с дальнейшим углублением качеств, модернизмом не порожденных, но унаследованных от романтизма эпохи Великой Французской революции и радикального сентиментализма И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские по своему происхождению акценты о месте личности, индивидуального сознания в составе целого, в жизни космоса. Однако, романтический индивидуализм XVIIIв. и индивидуализм модернистский - явления принципиально разные. Для романтизма личноcть либо была обладательницей всех духовных богатств вселенной, либо скорбела о недоступности, запретности абсолютных ценностей и общезначимых идеалов, вовсе не отрицая возможностей их существования. Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных «абсолютов». Вместе с тем, они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы художественными средствами.

Содержание

I. Общее понятие модернизма ………………………………………………......3
II. Основные направления в искусстве модернизма ………………………......5
1. Экспрессионизм ..…………………………………………………………..…5
2. Кубизм…………….…………………………………………………………...10
3. Абстракционизм …...…………………………………………………..…..…12
4. Сюрреализм .………..………………………………………………….….….16
5. Поп-арт ..……………………………………………………………………....21
6. Хеппенинг..…………………………………………………………………....24
7. Гиперреализм ..……………………………………………………………….26
Заключение …………………………………………………………………..….28
Список литературы ...………………………………….......................................29

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Достигнув своего формального предела, аналитическая стадия развития кубизма  сменилась «синтетическим кубизмом» (1913-1914), в котором более целенаправленно велись поиски «новой эстетической целостности»

 

3. Абстракционизм

Другое заметное направление  модернистской живописи, архитектуры  и т.д. - абстракционизм (абстрактивизм, абстрактное искусство - от лат. abstraktio - отвлечение). Абстрактивизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX в. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», представляющую собой натянутый на подрамник лист чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность - это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей - это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковом - в абстрактную картину. Минимальное проявление абстрактного мышления ведет, напротив, к предельной иллюзорности, натурализму. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».

«Абстрактивизм реалистичен» - утверждал  в 1917 г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистские тенденции в  искусстве более адекватно, во всяком случае гораздо правдивее, чем солонная натуралистическая живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Чем более ужасным становился мир, тем более абстрактным становилось искусство. Реализм - это не обязательно конкретность, а абстрактность совсем не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм - иная пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистичным, а отвлеченное от конкретного художественное мышление - более реалистическим.

Нельзя не заметить, что художники, не увлеченные развитием формальных идей, обычно переходят рубеж, за которым  художественное творчество как выражение  образа мира перестает быть самим  собой и превращается в чистую эстетику, отвлеченную игру форм и конструкций.

Абстрактивизм - более правильное название, чем абстракционизм, - как  конкретное художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в., хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего модерна. В 1892-1893 гг. А. Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели.

В абстрактивизме XX в. обычно выделяют два основных течения: абстрактный  экспрессионизм, так называемая линия  В. Кандинского, и конструктивный геометризм - «линия» Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, К. Малевича.

В. Кандинский считал, что новый  абстрактный язык живописи поможет  прорваться сквозь внешнее к внутреннему, сквозь тело - к душе, сквозь материальную оболочку вещей - к божественному «звону» духовных сущностей, заполняющих Вселенную. Художник, по В. Кандинскому, «слуга высших целей», который с помощью кисти и карандаша создает «вибрацию» души, приобщая ее к «Духу музыки», Великому Космосу и грядущему Духовному царству. Именно об этом мечтал сам В. Кандинский, именно это он хотел выразить в своих произведениях. В вихревом космическом столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира, где все смешалось со всем и, теряя привычную плоть, легко и звонко звучало видимой глазу музыкой. Абстракционизм Кандинского и в самом деле напоминает музыку. Его живопись празднична и апокалиптична одновременно. Распадается, разлетается, превращается в осколки, в кусочки, пятна и блики грубый материальный мир, мир вчерашнего дня, которым задавлена человеческая душа с ее «вибрациями». Абстрактный язык живописи В. Кандинского - язык свободы, гибкий, «открытый», не зависимый ни от сюжета, ни от человеческого образа. Другими словами, в живописи В. Кандинского заключено «восхождение» от частного к общему, последовательное отвлечение от конкретности изображаемых форм с целью наибольшей «экспрессии».

Другой ведущий представитель  абстракционизма - К. Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира и, более того, - новый мир. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» был представлен Малевичем в 1913 г. на выставке как «планетарный знак». Ничто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. В подобных художественных претензиях еще оживал дух романтической утопии. Образ мира, сжатый до супрематичной фигуры, может легко стать планетарным знаком высшей гармонии. Данное течение предполагает конкретизацию общих, абстрактных идей в геометрических формах. Это, если можно так выразиться, движение «сверху вниз».

Абстрактивизм противоречив. С одной стороны, он возник закономерно  в результате усилившихся в искусстве  последней трети XIX в. французских импрессионистов и постимпрессионистов тенденций анализа художественной формы, с другой - отражал кризис творческого мышления, выражавшийся в последовательной подмене художественно-образного выражения простой гармонизацией форм, цветовых пятен, линий. А эстетическая конструкция, отвлеченная от конкретно-предметного содержания, какой бы совершенной с формальной точки зрения она ни была, в изобразительном искусстве способна вызывать лишь простые эмоциональные реакции, подобно сигналам светофора. Это, в частности, объясняет, почему абстрактная картина, как правило, остается зашифрованной для зрителя, и ее воздействие сводится лишь к эмоциональному переживанию отвлеченных, произвольных ассоциаций.

В архитектуре, декоративном искусстве восприятие художественного образа происходит в контексте широких композиционных связей с пространственной и историко-культурной средой, и поэтому оно всегда конкретно, даже если выражено в полностью абстрактных формах. Например, содержание геометрического орнамента всегда понятно в его отношении к поверхности, на которой он расположен. Геометрические объемы зданий обусловлены их функцией и конструкцией в архитектурной композиции. Но в произведениях станковой живописи, графики, скульптуры композиция изолирована от окружающей среды и имеет автономный художественный смысл.

Все это говорит, что  абстрактное искусство по своей  сути является не художественным творчеством, а развитием идей, носящих, безусловно, творческий, но лишь эстетический смысл. Поэтому абстрактивизм не имеет стиля, он несет в себе лишь отдельные формальные признаки.

Абстракционизм обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамическую выразительность живописи, предвосхитил важные принципы пластико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства. Однако, при всем том абстракционизм потерпел крах в главном - в своих претензиях дать философско-художественную концепцию современной эпохи. Прокламируемая абстракционизмом личность, отказавшаяся не только от познания и осмысления реального мира, но и от всякой связи с ним, эмигрирующая в мир своей опустошенной души, оказалась несостоятельной, неспособной решить проблемы века.

 

 

 

 

4. Сюрреализм

Сюрреализм - одно из самых  значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства XX в. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы - «сюрреалистическая драма». В 20-30-х гг. новое художественное направление его основатели-поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Сюрреализм зародился во Франции, пережил несколько кризисов, пережил Вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангордом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Теоретики сюрреализма  связывали с ним надежды на построение новой художественной реальности, более реальной, чем окружающий мир. Сюрреализм, утверждали они, «снимает покровы» с мира, творит «истинную» неправдоподобную действительность-сюрреальность. Отсюда - абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру. Лидер французского сюрреализма Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» (1924) писал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм». Реальность сверхреального, подлинность таинственного, невероятность обыденного становятся главной темой художника.

Сюрреалисты считали, что  творческая энергия исходит из сферы  подсознания, которая проявляет  себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).

Сюрреалистическая программа  в изобразительном искусстве  осуществлялась, в основном, по двум направлениям. Одни художники вводили  бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Н. Эрнст, А. Масон, Дж. Миро). Другое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.

Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться  над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологических отталкивающих образов и эклектику. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например, оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В то же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идилические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино.

Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме  следующие базовые приемы: 1) автоматизм, 2) использование так называемых обманок и 3) сновидческие образы.

В 1924 г. Андре Масон  стал делать автоматические рисунки. Используя  ручки и индийскую тушь, он позволял своей руке быстро странствовать по листу бумаги, и возникающие при этом случайные линии и пятна вливались в образы, которые он либо развивал дальше, либо оставлял, как есть. В лучших из этих рисунков наблюдается удивительная связность и текстуальное единство. Для художника важны были метафоры образов, то, как один из них превращается в другой. Так голова лошади или рыбы могла трансформироваться в некий сексуальный образ.

Говоря о живописи ранних сюрреалистов, Бретон употреблял термин «химия интеллекта», он говорил о таинственной галлюцинаторной власти образа, о том, что только чудесное прекрасно, что работа иллюзий является моделью внутреннего мира, и что все переходит во все.

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа, отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций.

Художественная концепция  сюрреализма: границы личности и  мира расплылись. Нет ничего определенного, все искажается, смещается, расплывается. Мир - беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее «Я» и где оно заканчивается, где мир, и что он такое.

 

Принцип сюрреалистической  поэтики - сверхметафоричность. Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится  до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир расплывчато зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности.

Интуитивистская сверхреальная  связь с миром является программой не только художника, но и воспринимающей искусство публики. Интуитивизм - основа творческого метода сюрреализма, утверждающего  безграничную свободу воображения  художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо логическими началами. Личность в творчестве движима сексуальными влечениями и воспринимает увиденное сквозь отверстие в тазобедренной кости (так изображен пейзаж на одной из картин С. Дали).

Литературные и поэтические опыты сюрреализма также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций . Сюрреалистическая поэзия проигрывает отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем, не было характерно для сюрреалистического кинематографа.

Информация о работе Общие понятия модернизма