Общие положения эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 14:04, реферат

Описание работы

В работе Буркгардта ренессанс выступал в качестве изысканного итальянского явления, для которого характерны индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с тенденцией к язычеству, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 35.91 Кб (Скачать)

Введение.

«Возрождение» является термином, который, в  качестве историографической  категории вошёл в употребление в XIX веке, в большой степени  благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии», ставшей самой известной  и долго  служившей  образцом и необходимым путеводителем.  В работе Буркгардта   ренессанс  выступал  в качестве  изысканного итальянского явления, для которого  характерны  индивидуализм  практический и теоретический, культ светской жизни  с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии  с тенденцией к язычеству, освобождение  от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Ренессанс, согласно Буркгардту, был поэтому эпохой рождения новой культуры, противоположной  культуре  средневековой, и в этом состоит  её важная роль, она не определялась лишь  воскрешением античности. «То, что мы должны  установить в качестве существенного момента – это то, что не возрождённая античность сама по себе, а соединённая  вместе с новым  итальянским духом, имела силу привлечь к себе весь западный мир».[1] Возрождение античности, таким образом, дало название «Ренессанс» (Возрождение)  всей эпохе, которая всё же намного сложнее, поскольку в ней  действительно происходит синтез  нового духа в Италии, с самой античностью, и в то же время  этот дух, разрушая окончательно Средневековье, открывает  новую эпоху. Возрождение — это культура переходного периода, исключительно интенсивная, но — если не говорить об Италии — очень недолговечная.

И, тем не менее, за это время, исторически не столь  уж длительное, произошло много событий  в политической, экономической и духовной жизни Западной Европы. За сравнительно небольшое время сложились современные национальные обособленности, в рамках которых начала развиваться европейская культура. Феодальная раздробленность уступила место абсолютной монархии, которая опиралась не только на феодалов, но и на буржуазию городов. Города, бывшие ранее изолированными островами в средневековой Европе, стали центрами культурной жизни нации. Складывались и новые производственные отношения. Рутинный, «феодальный» способ производства утрачивал прежнее значение. Начался переход от ремесла к мануфактуре. Вопросы христианской веры перестали быть заповедной областью и стали подвергаться обсуждениям. 

Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI вв.  и считается важным периодом в истории философии.

Также эпоха Возрождения  рассматривается в следующих  книгах:

Баткин Л.М., «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.,1978;  Баткин Л.М., «Итальянское Возрождение в поисках  индивидуальности».-М.,1989;  Горфункель А.Х., «Философия эпохи Возрождения».-М., 1980;  Сергеев К.А., «Ренессансные  основания антропоцентризма».-СПб., 1993;  «Эстетика Ренессанса. Антология: в 2-х томах».-М., 1981;  Соколов В.В., «Европейская философия XV-XVII вв.» - М.,1984; Кузанский Н., Сочинения: в 2-х томах. – М.,1979;

Глава 1.

Общие положения  эпохи Возрождения.

1.1. основные понятия  Ренессанса.

Путь философии  лежит через знания о человеке к знанию о мире.

В эпоху Возрождения  в центре внимания мыслителей оказывается  именно человек. (Важно заметить, что в античности в центре внимания была природно-космическая жизнь, в средние века — Бог и идея «спасения» человека.) Философское мышление ренессансного периода можно охарактеризовать как антропологическое.

В новое историческое время человек приобретает гораздо большую самостоятельность. Он не считает, что своими успехами всецело обязан традиции, наоборот, в качестве художника, ученого, философа он сам вносит вклад в традицию. Поэтому человек эпохи Возрождения склонен приписывать все заслуги только самому себе.

Знаменитые философы ренессанса утверждали ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Широко распространено было мнение о том,  что главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал. Подлинное благородство не в происхождении, а в добродетельной душе, в стремлении человека к знаниям «беседы с древними», в творческой деятельности.

Образованность и  разносторонность в образовании  сопутствуют идеалу человека этого времени. Существовали многочисленные примеры близости такому идеалу. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — вот приблизительный круг занятий флорентийского художника и гуманиста Леона Баттиста Альберти.

Возрожденческое понимание  человека отличается от античного и  средневекового тем,что  в античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены его природой и от него зависело только — последует он природе либо отойдет от нее. Средневековье поддерживало убеждение, что человек изначально греховен и природа его испорчена. Потому человек нуждается в божественной благодати и спасении. В эпоху  Возрождения этот библейский мотив ослабевает. Человек осознает себя в качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувствует он себя также и неограниченным господином над природой. Географический детерминизм утрачивает своё значение, точно также, как утрачивают значения различные корпорационные и сословные связи, без которых нельзя было обойтись в Средневековье. 

Известный гуманист  Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей знаменитой «Речи о достоинстве человека» полагает, что Бог, сотворив человека и «поставив его в центре мира», не дал ему ни особых обязанностей и ни даже собственного образа. Человек сам должен найти и свое место, и лицо, и обязанности, согласно его собственной воле и решению.[2]

Флорентийский гражданин  Джаноццо Манетти (1396-1457) в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» провозглашает человека из всех живых существ «самым богатым и могущественным, потому что он может пользоваться по своей воле всем, что было создано...». Манетти с гордостью перечисляет все то, что, по его мнению, принадлежит человеку: «Нам принадлежат земли, поля, горы, долины... деревья... плоды всех растений, мелкий и крупный скот... домашние и дикие животные... реки, озера, болота... моря... все виды рыб... птицы». Далее Манетти высказывает мысль, которая для средневековья показалась бы слишком смелой: «...И что может показаться наиболее удивительным, нам принадлежат ангелы, которые, как говорит апостол, созданы для пользы людей как духовные руководители».

1.2.Культ творческого  индивидуализма человека.

В эпоху Возрождения  всякая деятельность — будь то деятельность художника, скульптора, архитектора, мореплавателя или поэта — воспринимается иначе, чем в античности или в средние века.

У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла государственная деятельность). Созерцание, по мнению греков, приобщало человека к сущности природы, к тому, что есть вечное. Кроме того, не следует забывать, что многие виды деятельности были для греков дискредитированы рабским трудом.

В средние века отношение  к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как  своего рода «искупление за грехи» («в поте лица твоего будешь есть хлеб»). То есть труд — уже не рабское  занятие. Но, тем не менее, высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души: молитва, богослужение, чтение священных книг.

В эпоху Возрождения  деятельность приобретает творческий характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои нужды, а созидает новый мир, создает красоту, наконец, творит самое высокое — самого  себя.[3]  Личность теперь как бы перенимает, берет на себя творческие функции Бога: она способна владеть и собой, и природой. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается такое, например, сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска  спадает   и перед нами предстаёт творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения часто понимали тоже как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпринимательским духом восходящей буржуазии. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты. Художник постепенно обособляется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся теперь техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее  произведение искусства.

Вообще художник в эпоху Ренессанса занимает очень  высокое положение и характеризуется  как свободный творец прекрасных форм. «...Живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, поскольку она содержит все формы как существующего, так и не существующего в природе»[4] –Леонардо Да Винчи.

Преклонение перед  человеком порождает особый эстетический настрой — культ красоты. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — мировосприятие Ренессанса получает свое высшее выражение.

Новизной является в данную эпоху чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты.

1.3.Проблема личности.

Как уже замечалось ранее, в  эпоху Ренессанса резко возросла ценность отдельного человека как уникального существа. Непохожесть на других стала необходимым признаком великого деятеля, знаменитого мастера-художника. Однако нельзя не заметить, что качество неповторимости как таковое не ориентировано ни на добро, ни на зло. Критерий оригинальности не учитывает нравственных потенций человека. Это — как бы взгляд на него со стороны, извне.

Указанный нравственный фактор не учитывался тем более, что люди, впитавшие в себя идеи Ренессанса, не столько оценивали себя, сколько гордились и любовались собой, своими, как им казалось, неограниченными возможностями. Многие из них становились «титанами» Возрождения. Отечественный исследователь А. Ф„ Лосев (1893-1988) точно назвал такое состояние ренессансных «нравов» обратной стороной титанизма, «В термине „обратная сторона" нет ничего ненаучного, — писал А. Ф. Лосев, — всякая вещь на свете имеет свою прямую и свою обратную сторону»[5]. Не всегда обратная сторона предмета или явления значима для исследователя, но в нашем случае важно дополнить ею прямое, «парадное» представление об эпохе.

Историкам известно, что Возрождение прославилось примерами  бытового коварства, вероломства, убийствами из-за угла, борьбой страстей и самолюбий. Своеволие и распущенность достигают  в ренессансной Италии предельных выражений.

Разгул страстей и преступлений затронул и многих известных и выдающихся деятелей Ренессанса.

«Гуманисты непрерывно соперничали и боролись друг с  другом, их полемика пересыпана оскорблениями  и обвинениями, — передает бытовой настрой эпохи А. Ф. Лосев. — ...причины их столкновений обычно ничтожны — это взаимные ущемления тщеславия»[6].

Можно увидеть, что  здесь наличествует определенная трагичность ренессансного существования. Современный автор Б. Г. Кузнецов (1979) полагает, что такая оценка связана с переживанием исторического времени, которое «вдруг» поглотило казавшуюся незыблемой тысячелетнюю эпоху средневековья. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, настоящее — это нулевая граница между ничем и ничем». Разрушив статические каноны Средневековья, «Возрождение явилось апофеозом локальной ценности, ценности теперь».

Известный учёный П.О.Кристеллер  полагал, что гуманисты того периода, что нас интересует, были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

"...Гуманизм эпохи  Возрождения не был философской  системой, это была скорее культурная  и педагогическая программа, которая  разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор имел в качестве своего главного центра группу предметов, которые касались, в основном, не классических наук или философии, но того, что приблизительно может быть названо литературой. Были в этой особенной озабоченности словесностью, заставлявшей гуманистов посвящать себя изучению греческого и особенно латинского, черты впоследствии присущие второй половине XVIII века. Кроме того, гуманитарное образование включениет философию и этические дисциплины, но исключает логику, философию природы, а также математику, астрономию, медицину, право и теологию, с той целью, чтобы упомянуть некоторые предметы, которые имели явно определенное место в программах университетов и в классификационных схемах того времени. Нам кажется, что этот ясный и простой факт дает неопровержимое доказательство несостоятельности попыток связать гуманизм эпохи Возрождения со всем комплексом философии, науки или культуры того времени"[7].

Как доказательство в пользу собственного тезиса Кристеллер использует, между прочим, тот факт, что на протяжении всего XV в., к примеру, итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знания на другую новую, и что» "напротив, они сознавали, что их предмет изучения занимал место вполне определенное и ограниченное в пределах всей системы знания". Таким образом, гуманизм не представлял совсем, как показано, "полной суммы наук итальянского Ренессанса". В заключение можно отметить, что гуманизм, по мнению многих учёных, может представлять только половину феномена "Возрождение".

Информация о работе Общие положения эпохи Возрождения