Общенародный язык и его разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:17, реферат

Описание работы

Вопрос №1. Общенародный язык и его разновидности.
Вопрос из того же упражнения 2 Функциональные стили

Работа содержит 1 файл

Ответ на вопрос что такое общенародный язык и его разновидности и второй вопрос задания .doc

— 40.50 Кб (Скачать)

g

Вопрос  №1. Общенародный язык и его разновидности.

 

Русский язык - это нац. яз. великого рус. нар. Выделяется его обработанная и нормированная  ч. (литературный). 
Язык любого нар. - это его истори¬ческая память в слове. Ты¬сячелетняя духовная культура, жизнь рус¬. нар. своеобразно и неповторимо отразились в рус. яз., в его устной и письменной формах. 
Родной яз. - душа нации, ее первосте¬пенный признак. Через него выявляются нац. психология, характер нар., склад мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. 
Горький - о взаимоотношении лит. яз. и местных говоров: «Яз. создаётся народом. Деление на лит. и нар. значит только то, что мы имеем, так  лит. – нар. рус. яз., только
Þсказать, «сырой» яз. и обработанный мастерами»  обработанный. Мастерами, отшлифовавшими его, были пи¬сатели, критики, ученые, общественные деятели. 
Рус. яз. - в восточной группе славянских яз., как укр. и белорус. Кроме восточной среди славянских есть еще южная группа (болгарский, сербо-хорватский, словенский, македонский) и западная группа (польский, словацкий, чешский и некоторые др.). Все славянские яз. - близкородствены, с общими словами, сходны по грамматике и фонетике. 
Любой нац. яз. не един по составу, т.к. им пользуются люди различные по соц. положению, уровню культуры, роду занятий и различных речевых ситуациях. 
Разновидности нац. яз.: 1) Лит. (сердце яз.); 2) Территориальные диалекты; 3) Просторечие; 4) Жаргоны (арго по науч.). 
Лит. яз. - основное средство коммуникации между одной нац. Характеризуется отработанностью (целенаправленный отбор лучшего в яз. в процессе использования яз. и исследований) и нормированностью (употребление яз. средств регулируется обязательной нормой, законом – для сохранения целостности и общепонятности от 1-го поколения др.). 
Мощь и богатство рус. яз. отмечали писатели-классики и обще¬ственные деятели.  
Ушинский: «В языке своем нар. сло¬жил свои мысли и чувства. Природа страны и история нар. выражались в слове. Человек исчезал, но слово оставалось сокровищ¬ницей нар. яз. 
Ломоносов: «Великолепие испанского, живость франц., крепость нем., нежность итал., краткость грече¬ского и латинского языка». 
Пушкин: «Гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отноше-ниях к чужим яз.», звучный и выразительный. 
Тургенев: «Великий, могучий, правдивый и свободный». 
Яз. до 70-80 г. был законсервирован, идеологизирован. Рус. яз. не статичен, готов к изменениям, обогащению новыми словами. Сейчас нет цензуры, яз. активно видоизменяется, приспосабливаясь к новым условиям жизни. На состояние современного яз. влияют: 1) соц. факторы; 2) психологические факторы (говорить культурно – выставлять себя интелигентом и не принято наводить справки об употреблении слов, нет мотивации); 3) все нормы варьируются.
 

Вопрос из того же упражнения 2 Функциональные стили    

Функциональные стили русского литературного языка.

Стиль - разновидность  литературного языка, которая традиционно  закреплена в обществе за одной из сфер жизни. Каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Во времена Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялись три стиля: высокий, стредний и низкий. Литературный язык меняется, и теперь в языке выделяются четыре стиля: три книжных (научный, официально-деловой, публицистический) и разговорный стиль.

Можно говорить лишь об относительной замкнутости  стилей литературного языка. Большинство  языковых средств в каждом стиле - нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые стредства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

Стилистические  средства употребляются говорящими или пишущими осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушаюшим (читающим).

Следовательно, стиль - исторически сложившаяся  в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного  языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями  использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.

Чаще всего  стили сопоставляются на основе присущего  им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наиболее ярко проявляется различие между ними. Однако и грамматические характеристики здесь немаловажны.

Следует отбирать слова и конструкции в соответствии с выбранным стилем, особенно в  письменной речи. Употребление разностилевых  языковых средств в рамках одного текста ведёт к появлению стилистических ошибок. Часто встречаются ошибки, связанные с неуместным употреблением канцеляризмов, а также злоупотреблением специальными терминами в ненаучном тексте и использованием разговорной и просторечной лексики в книжных текстах.

Примеры стилей

Научный

В  работе  предлагается  параметрический  метод  обучения  классификатора

динамических  биометрических систем идентификации/аутентификации, который 

заключается в  построении разделяющей границы  между областями «свой» и «чу-

жой»  на  основе  определения  неизвестных  средних  нормального  распределения

биометрических  параметров «своего» пользователя. 

Основополагающим,  аксиоматическим  принципом  безопасности функцио-

нирования информационных систем является персонализация (идентификация) и

аутентификация (подтверждение подлинности)  субъектов. Процедуры идентифи-

кации  и  аутентификации  реализуют  первый  программно-технический  рубеж  за-

щиты информации, от которого в значительной мере зависит  общая безопасность

информационных систем. 

ОФИЦАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

Рассмотрим пример: "При изучении любого международного соглашения, а в особенности, соглашения об устранении двойного налогообложения, прежде всего необходимо четко определить сферу его действия в двух аспектах:  
- налоги, на которые распространяется действие соглашения;  
- территории, на которые распространяется действие соглашения"

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Пример анализа  текста публицистического стиля. Что  значит быть воспитанным? Воспитанный  человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным

РАЗГОВОРНЫЙ

   — Я сотрудник газеты "Сутки" — Бобкин...  Вот моя карточка. Многочисленные читатели нашей газеты давно горят желанием узнать, над какой новой пьесой работает теперь ваше гениальное перо. Какие новые жгучие образы лежат в вашем неистощимом портфеле...

   — Фу-ты  — тяжело вздыхает Крапивин. — Ничего я не пишу. Никакие не образы... Отвяжитесь вы от меня...  господин Трепкин.

   — Ну, хоть не содержание, а только заглавие, — молит медовым голосом репортер.

   — И заглавия нет никакого "Суматоха в коридоре, или Храбрый генерал  Анисимов"...

Информация о работе Общенародный язык и его разновидности