Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:31, реферат
Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому времени был накоплен огромный научный материал в различных сферах. В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения - это эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы .
Сущность эпохи выражается в отрицании критики феодальной собственности, сословной привилегии, критики деспотической монархической власти, критики религиозных суеверий, предрассудков.
1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому
времени был накоплен огромный научный
материал в различных сферах. В социально-экономическом
отношении эпоха Просвещения - это эпоха
падения феодализма и становление капитализма
в странах Западной Европы .
Сущность эпохи выражается в отрицании
критики феодальной собственности, сословной
привилегии, критики деспотической монархической
власти, критики религиозных суеверий,
предрассудков.
Эпоха просвещения охватила ряд стран:
Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.
Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.
Германию - Лессинг, Гердер, Кант.
Россию - Новиков и Радищев.
Идеология просвещения отражает интересы
нового класса. Особенности просветительской
идеологии заключается : В убежденности
решающей роли просвещения и знания в
общественном развитии. Движущей силой
в человеческой истории считается человеческий
разум, прогресс просвещения. Просветители
поют гимн человеческого разума и надеются,
что с помощью разума можно решить все
социальные проблемы. Гельвеций например,
все болячки человека видел в невежестве
людей. Просветители надеялись на просвещенного
монарха и распространения знаний. Надежды
носили утопический характер.
Во Франции в 18 веке шла острая борьба
между феодализмом и возникшими в его
недрах капиталистическими отношениями.
Антифеодальное движение, в конечном счете,
привело к буржуазной революции 1789-94 года.
"Великая Французская революция".
Буржуазия из экономического господствующего
класса превратилась в класс политически
господствующий. Важнейшую роль в подготовке
революции сыграли Ламетри (1709-1751), Гельвецкий
(1715-1778), Дидро (1713-1784), Гольбах(1723 - 1789).
Становление капиталистических отношений
- это процесс совершенствования производственных
сил (средств производства). Он мог происходить
только в органической связи с развитием
науки, если в средние века наука выступала
служанкой богословия, то в 18 веке она
становится необходимой для развития
промышленности и торговли. Наука восстает
против церкви и освобождается от бога.
Вместе с этим совершенствовалась методология
научного познания (Философия). Идеологи
молодой буржуазии выступают против существующих
религиозных идеалистических идей, создают
материалистические концепции. Французская
философия 18 веке материалистична, развитие
капитализма вызвало к жизни не только
новые научные и философские, но и политические,
правовые, художественные воззрения.
Заслуга французских мыслителей : заключается
в критике метаницизма и метафизики своих
предшественников, непосредственных и
отдаленных.
Основные положения французского просвещения.
1. Учение о материи. Материю французские
мыслители рассматривают единую реальность,
бесконечной в пространстве и времени.
Материя отождествляется с природой (различная
материя) и рассматривается состоящей
из атомов (Гольбах) и молекул (Ламетри,
Дидро). Материя - это вся природа она существует
сама по себе, ее никто не сотворил она
является всего, будет существовать и
действовать вечно. Природа - это колоссальная
мастерская. Материя отождествляется
с веществом и существует, состоит из бесконечного
множества материальных тел. Однако встречаются
и абстрактные представления о материи,
согласно Гольбаху материя - это все то
что каким либо образом воздействует на
органы чувств.
2. Представления о движении и развитии.
Движение французские материалисты рассматривают
всеобщим атрибутивным свойством материи.
Материя и движение органически взаимосвязаны
между собой. Нет материи без движения,
а движения без материи. Выдвинули идею
о самодвижении. Гольбах вслед за Спинозой
(1632-1677) и Голандом считает, что природа
находится в состоянии вечного движения,
источник ее изменений находится в ней
самой. Таковой источник - взаимодействие
материальных объектов. Недостаток Гольбаха
в том, что он не смог решить проблему самодвижения
отдельных тел. Источник движения он видел
во внешнем воздействии (т.е. механицизм).
По Гольбаху во вселенной солнца гаснут
и покрываются твердой корой, (звезды превращаются
в планеты) планеты гибнут и рассеиваются
в пространстве. Земля как и другие планеты
возникла естественным путем и за время
своего существования пошла или испытала
существенные изменения.
Мыслители анализировали проблему происхождения
жизни. Жизнь порождается природой без
вмешательства каких либо внешних сил.
По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению
растений, растения порождают животных,
животные порождают человека. Дидро анализирует
проблему видообразования: первый вид
порождает другой.
3. Учение о познании. Французские философы
правильно считали, что процесс познания,
есть процесс отражения внешнего мира
человеком, в процессе воздействия внешнего
мира на человека. Такое понимание познания
не в состоянии было объяснить многие
факты: 1) почему различные объекты природы
отражаются людьми в разное время. В чем
дело? Французы не могли понять, что процесс
познания органически связан с материальной
действительностью людей. Человек познает
мир лишь преобразуя его. Это можно изобразить
следующим образом. Субъект воздействует
на окружающий мир. ● ●
2) В теории познания французы были сенсуалистами
(сенсуал - ощущение). Источником знаний
они считали органы чувств. Она не признавали
качеств специфики абстрактного мышления,
т.е. не проводили грань между чувством
мышления и абстрактным. По их мнению в
наших знаниях нет ничего, что прошло бы
через органы чувств. С позиций сенсуализма
они подвергли острой критике концепцию
врожденных идей Декарта.
4. Ценными являются взгляды философа на
человека, как продукт общественной среды,
воспитания. По их мнению, какова среда
таков и человек. (проявление механицизма).
Гельвецкий видит в человеке существо,
из которого благодаря воспитанию можно
сделать все что угодно. Природная данность
темперамента по его мнению не препятствует
возможности его изменения в любом направлении.
Здесь недооценивать активность человека,
принижение его творческих потенций, из
человека можно слепить все что возможно.
Субъект Среда. Вопрос о роли среды мыслители
не могли правильно решить, понять от чего
зависит характер среды, и что такое среда.
Они понимали, что общественная среда
зависит от прогресса человеческого разума,
т.е. людей в силу этого они оказывались
в заколдованном кругу. Среда оказывает
влияние на человека, а человек оказывает
влияние на среду. Нужно было этот круг
где-то разорвать в конечном счете философы
приходят к выводу, что мнения людей правят
миром. Вывод идеалистический (мнения
правят миром.)
5. Во взглядах на общество мыслители стояли
не идеалистических позициях, по их мнению,
ход истории определяется умственным
прогрессом - прогресс знаний, науки, морали,
искусства. Причина самого умственного
прогресса, а именно материальное правительство
оставалось для них неизвестным. Заслуга
французских мыслителей состояло в : подчеркивании
активной роли идей в жизни общества. Оказывает
влияние на жизнь общества наука, религия.
6. Французские ученые вели решительную
борьбу с идеализмом и религией. Гольбах
например называл философские систему
Беркли самой абсурдной философской системой.
Философия Беркли заключается: Беркли
- эпископ, крупнейший представитель субъективного
идеализма, он рассматривает мир как комплекс
ощущений. Французские мыслители дали
глубокую критику религии, по их мнению,
бога не существует, бог это плод фантазий
людей, представления о боге появились
в результате незнания людьми причин колоссальных
явлений. Французские мыслители не могли
раскрыть социальные факторы религии,
что религия появилась как угнетенная,
управления людьми.
7. Преувеличивали роль личности в истории.
Ход истории продукт деятельности царей
и.т.д