Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 16:38, реферат
В XX веке Россия раскрестьянилась. Ушел в прошлое огромный материк русской народной культуры, лишь сейчас осознаваемый нами как величайшая ценность. Но крестьянская цивилизация, создававшаяся в нашей стране сотни лет, имеет в лице ныне живущих стариков своих последних свидетелей. Еще живы люди, пахавшие по единоличному, мерившие день уповодами, а год — постами и мясоедами. Находившиеся внутри великого круговорота природы. Их рассказы о прошлом драгоценны, поскольку они видят тот, оставленный в прошлом мир изнутри, а не снаружи, как мы.
Для нас пока непредставимы ценности этого мира, его атмосфера, миропонимание людей, то есть — то идеальное, что не фиксируется ни в каких документах, поскольку это повседневность, но для нас сейчас загадочно не менее чем сокровища скифских курганов. Соха, выставленная в музее, мертва, поскольку пахарь, для которого она была частью жизни, никогда уже не покажет нам своей работы. Но наши старожилы, родившиеся в начале этого века, еще могут многое рассказать. Постараемся увидеть мир крестьянской России первой половины XX века, воссозданный на основании такого рода рассказов стариков-крестьян. Мы можем увидеть самое ценное и самое главное, то — без чего мертвы горы специальной информации об эпохе — отношение людей друг к другу, природе, одежде, пище, власти. Попытаемся взглянуть на мир крестьянской культуры как на остановленное время, самостоятельную ценность, а не преддверие нашего дня. Это был гигантский, полнокровный, бурлящий мир, в котором жили.
Введение
Религия славян
1.1 Духи
2 Традиции и обычаи
2.1 Род и человек
2.2 Дружина
2.3 Особые люди
2.4 Правда
2.5 Месть
2.6 Поединок
2.7 Социальная иерархия
3 Основные обряды
3.1 Инициация
3.2 Свадьба
3.3 Похороны
3.4 Праздники
Используемая литература
3.3. Похороны.
Погребальных
обрядов славяне знали
Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.
3.4. Праздники
В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц ок. осеннего равноденствия 24 сентября).
Разумеется,
что отмечать все эти праздники
реально команда вовсе не обязана.
Но устроить раз-два за игру праздник
- дело достойное. Игра начнется с общеполигонного
праздника Купалы. Процесс празднования
- на совести каждой команды. Мастера любят
праздники красивые и не любят некрасивых.
Корочун символизирует обновление мира
(гибель старого и рождение нового). Кульминация
Корочуна - "время погашенных огней",
когда (в оригинале) гасились все огни,
а потом в некоем родовом центре зажигался
огонь нового года, который и поддерживался
весь год. Посредством Масленицы обеспечивали
плодородие в наступившем году. Широкое
поле для размышлений и отыгрывания. Купала
- вершина аграрных обрядов, пик солнечного
цикла. Обязательно устраивались прыжки
через костер, сжигание или утопление
в реке куклы - Ярило, и это обеспечивало
здоровье людям и прочей живности. Перунов
день - воинский праздник, обязателен пир
(лучше с мясом), человеческие жертвоприношения.
Перун вообще был единственным богом в
пантеоне, которому человеческие жертвы
приносили все и всегда. Кузьминки - начало
осени, когда урожай уже собран, приплод
получен и так далее. Жрут, пьют, веселятся.
Используемая литература.
1.Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.
2.Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 1997, М., Русское слово (переиздание).
3.Мифы древних славян (сборник) 1993, Саратов, Надежда.
4.Велесова книга.
5.Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. 1991, М., Наука.
6.Пропп В. Морфология/исторические корни волшебной сказки. 1998, М., Лабиринт.
7.Русские народные сказки.
8.Былины.